Дагестанцы изобрели систему спасения пассажиров авиалайнеров
Дагестанцы Гамид и Улуб Халидовы изобрели систему спасения пассажиров терпящего катастрофу лайнера.
При работе этой системы пассажир перестает быть пассивным участником полета и получает возможность не разделить судьбу гибнущего лайнера.
Суть проекта в том, что авиационная пассажирская автономная капсула спасения (АПАКС), как часть пассажирского салона, встраивается в фюзеляж. Пассажирский салон может состоять из нескольких капсул.
В местах крепления крыльев самолета к фюзеляжу, вдоль него и по его окружностям между носовой частью с пилотской кабиной, капсулами и хвостовой частью размещены удлиненные кумулятивные заряды, подрывом которых осуществляют практически мгновенную взрывную резку фюзеляжа, что освобождает спасательные капсулы с пассажирами от самолета. Далее с помощью парашютно-тормозной системы спасательные капсулы совершают мягкую посадку.
Это последний индивидуально-групповой рубеж защиты и спасения пассажиров, вступающий в действие, когда экипаж и самолет стали не способны справиться с аварийной ситуацией. Создание на базе мощных бортовых ЭВМ компьютерных программ на уровне «искусственного интеллекта», способных и самостоятельно и совместно с экипажем оценить обстановку, выдать рекомендации пилотам, проинформировать наземные службы и при необходимости самостоятельно принять решение о дезинтеграции самолета и эвакуации пассажиров, сведет к минимуму шансы террористов и угонщиков на достижение их целей.
Полная автономность капсулы и способность в течение долей секунды вывести парашют, начав активное самоторможение, позволяют спасти пассажиров даже при взлете и посадке на предельно малых высотах. Сделанная из прочных жаростойких и легких композитных материалов, она способна спасти пассажиров от огня и дыма, самортизировать удар, не утонуть в воде. После приземления (или приводнения) капсулы включаются соответствующие аварийные средства связи, сигнализации и жизнеобеспечения.
По словам изобретателя Г. Халидова, который также является советником председателя Президиума Дагестанского научного центра Российской академии наук, «АПАКС» способен обеспечить пассажирам новый качественный уровень их безопасности и спасения в случае авиакатастрофы.
Пока изобретение лежит "на полке" невостребованным.