Чалтырьские загадки

04/08/2006 - 12:07

Малый бизнес, казалось бы, защищен законом и Генпрокурором. Но местным начальникам это не указ.

Картинка с натуры. Центр Мясниковского района Ростовской области, село Чалтырь, на исходе дня. Здание суда. Только что здесь было вынесено очередное решение в нашу пользу. Но особой радости нет. Настроение, напротив, – грустное. Ведь вновь надолго пришлось отрываться от работы, доказывать очевидное. Выходим из районного Дома правосудия. И тут как тут цыганка-гадалка: «Вы, милята, не грустите. Правда за вами. Победят вас только тогда, когда на речке камень всплывет. Да тот камень травой порастет. А на той траве цветы появятся...»

– Ты о чем, тетя?

– Сам догадайся. Позолоти ручку, яхонтовой. Буду недругам вашим нехорошо делать...

Чур-чур, ну и «дух времени», и денек! Не можешь отделаться от ощущения, что провел его не в Чалтыре, а в каком-то Зазеркалье. Имея опыт работы в производственно-коммерческих структурах областного центра, я вынес из него твердое убеждение, что не канули в небытие такие понятия, как милицейская и прокурорская честь, офицерское достоинство, ответственность сотрудников официальных правозащитных организаций за свою профессию, что не перевелись преданные делу добросовестные служаки. Однако в Мясниковском районе мы столкнулись со своеобразным, даже порой... циничным пониманием законности отдельными представителями местных надзорно-контрольных органов. Это, как убедились, в их практике не исключительный случай, вызванный особыми обстоятельствами. Скорее, даже стиль работы. Кто-то скажет, что это полный абсурд. И будет прав. Ибо это абсурд не только правовой и хозяйственный. Это, как метко заметил в свое время представитель Генеральной прокуратуры России, «мина замедленного действия, фугас, способный взорвать любую экономику». Он имел в виду, правда, не наш конкретный случай — практически ежедневные нападки правоохранительных, надзорных и контролирующих органов Мясниковского района на наш аграрно-рыбоводный комплекс «Сармат». Тем не менее, и на чалтырьской территории это выражение уже вошло в историю как характерная примета нашего времени. Некоторые местные надзорники и контролеры уже дискредитировали саму идею Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», принятого пять лет назад, в августе 2001 года. Мы склоняемся к мысли, что не указ им и прошлогодний, опять-таки августовский, приказ Генерального прокурора России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности». Генеральный прокурор России, в частности, обязал своих подчиненных решительно пресекать факты незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения, установить «действенный контроль» за безусловной законностью разрешения жалоб, заявлений и сообщений представителей субъектов предпринимательской деятельности о фактах нарушения законодательства. А в преамбуле приказа констатируется, что обращения предпринимателей в органы прокуратуры «свидетельствуют о повсеместном грубом нарушении их прав со стороны представителей власти и должностных лиц контролирующих государственных органов».

Такой вывод был сделан не скоропалительно. Можно по-разному к нему относиться. Одно бесспорно: для экономики, предпринимательства, работающих без серых схем, уставших от сонма всевозможных контролеров, приказ Генпрокурора от 17 августа 2005 года стал, образно говоря, лучом света в хмурый день.

И вот, год спустя, вполне резонно сверить, оказался ли на местах этот приказ надежным помощником законопослушных предпринимателей или, напротив, его восприняли на территории как спущенный сверху миф? В Мясниковской райпрокуратуре вопрос остается без ответа. По крайней мере для нас – представителей администрации АПРК «Сармат». Создалось впечатление, что сама районная прокуратура не воспринимает «всю серьезность требований» федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Грешат этим и отдельные представители местного РОВД, службы судебных приставов. И Мясниковский суд не раз защищал права малого и среднего бизнеса, приструнивал должностных лиц. Чутко - по справедливости и закону - на такие ситуации реагирует и прокурор Ростовской области, государственный советник юстиции второго класса А.И. Харьковский. Искреннее Анатолию Ивановичу за это спасибо! Обратившись к нему с жалобой на неправомерные действия представителей надзирающих и контролирующих органов Мясниковского района, мы убедились, что областная прокуратура жестко и принципиально оценивает такие факты, защищает коллективы, попавшие в их «жернова». Особенно в таких случаях, как с АПРК «Сармат».

Немного предыстории. Наше рыбоводное хозяйство было создано на территории Мясниковского района в 1969 году. У него замкнутый цикл производства биоресурсов в системе искусственных обособленных прудов. Хозяйство являлось коллективной колхозной собственностью. В 1995 году стало собственностью ООО «АПРК «Сармат». На этот счет было соответствующее постановление главы администрации Мясниковского района, лицензия на водопользование, выданная Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов на срок до лета 2009 года. Мы добровольно входим в структуру областной ассоциации «Ростоврыбком», объединяющей хозяйства рыбной отрасли Дона. Имеем перспективы роста и развития, участия в национальных проектах в области АПК. Как и во всех рыбоводческих хозяйствах, коллектив работает и в условиях «горячей поры» – прудовой путины, и в период, когда напряжение несколько спадает. Однако и в межсезонье выращивание товарной рыбы не прекращается. Но напряжение не спадает круглый год – психологическое. То и дело приходится защищаться от многочисленных попыток обанкротить хозяйство. Заместитель руководителя инспекции по Мясниковскому району Х.С. Асланян информирует в июле нас, а также начальника Мясниковского отдела службы судебных приставов В.В. Серопян о том, что АПРК «Сармат» «самостоятельно оплатил суммы налогов», а банк списал инкассовые поручения на сумму пени. Из определения арбитражного суда от 23 мая 2005 года: «Признать требования ФНС России к ООО «АПРК «Сармат» необоснованными. Во введении наблюдения ФНС отказать. Производство по делу прекратить». Из определения арбитражного суда Ростовской области от 18 апреля 2006 года: «Рассматривается заявление ИФНС РФ по Мясниковскому району Ростовской области о признании ООО «АПРК «Сармат» несостоятельным (банкротом)... В судебном заседании представитель уполномоченного органа сообщила суду о погашении задолженности по обязательным платежам в полном объеме... Отказать ИФНС во введении наблюдения в отношении ООО «АПРК «Сармат». Прекратить производство по делу».

Финансовые проблемы у нас возникли и в связи с тем, что арендатор В.К. Кузнецов, с которым был подписан договор о полной индивидуальной материальной ответственности, взявший в аренду маточное поголовье раков, обязавшийся наладить эффективное производство биоресурсов, «сорвал» выполнение договора. Причем сделал это на криминально-детективный манер: доверенные Кузнецову раки исчезли. Прокурор Ростовской области А.И. Харьковский возбудил в отношении В.К. Кузнецова уголовное дело. Кроме того, арбитражный суд выдал исполнительный лист о взыскании с ПБОЮЛ Кузнецова в пользу АПРК «Сармат» 1 553 000 рублей. Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Однако старший судебный пристав В.В. Серопян при поддержке прокуратуры района и лично заместителя прокурора И.А. Айдиновой в буквальном смысле начала «прессинговать» не нашего должника Кузнецова, а представителей администрации АПРК «Сармат». Причем делает это с грубейшими нарушениями Конституции РФ, УПК, федерального законодательства об исполнительном производстве. Мясниковский суд уже не раз в последнее время признавал постановления В.В. Серопян «необоснованными», удовлетворял жалобы представителей агропроизводственного рыбоводного комплекса. У нас возникло впечатление, что о Законе РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в службе судебных приставов Мясниковского района, ОВД имеют самое смутное представление. В райпрокуратуре, видимо, – тоже. Иначе чем объяснить такое, мягко скажем, прохладное отношение райпрокуратуры к нашим обращениям? Почему здесь не хотят брать многочисленных проверяющих под контроль, как это прямо предписывает приказ Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением Законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности», – остается загадкой...

Александр МОЗГОВОЙ.
Учредитель ООО «АПРК «Сармат»,
Ростовская область

Автор: Сергей САХАРКОВ