ТЕМА ПОКАЯНИЯ В СУДЕЙСКОЙ ТРЕЛИ
Еще древние говорили: ты жалуешься, следовательно, ты не прав. Но у древних не было футбола… «Рубин» после игры с «Локомотивом» внес в протокол жалобу на арбитра Алексея Тюмина. Казанцы оспаривали назначение 11-метрового, требуя наказать судью из Новочеркасска, снизив ему и оценку за работу, и — соответственно — оговоренный регламентом гонорар. Это их четвертая жалоба в сезоне. Пока КФК наказала лишь одного рефери — петербуржца Сергея Фурсу, допустившего ошибки в первом кубковом матче «Рубина» и ЦСКА… А калининградцу Александру Гвардису простили оплошности, допущенные в поединке команд «Луч-Энергия» — «Торпедо». Это и понятно, буквально за два часа до стартового свистка у него родилась дочь. Александр пообещал назвать ее Викторией… И пятый номер «Амкара» Виталий Гришин не обиделся на судью Александра Колобаева, не засчитавшего гол в ворота «Томи»: полузащитнику пришлось признать, что он подыграл себе рукой… А разве не жалуются на арбитров гандболисты, хоккеисты, баскетболисты, гимнасты?
Что бы мы ни думали об ирландце Келли, выездной матч молодежных сборных Дании и России — тема для покаяния, написала одна центральная газета, будто показывая пример… «Паиньку Игоря Акинфеева итальянский судья Массимо Де Сантис наказал красной карточкой, усмотрев игру рукой за пределами штрафной. Вратарь ЦСКА ответил по-русски… «Какое право имел совсем молодой парень заявлять журналистам, что Де Сантис — судья не европейского уровня!» — возмущался известный в прошлом телекомментатор Владимир Перетурин. Но итальянец этого уже не слышал.
СКУДНЫЙ НАБОР
Анализируя работу Коллегии футбольных судей России, журналист Александр Бобров согласился с теми, кто считает, что «игра футбол, мягко говоря, приболела — огромными деньгами, коррупцией, возней вокруг судейства». Печальные примеры есть в каждом туре, продолжает он. Неужели азовский арбитр Сергей Тимофеев настолько хорошо знает дальневосточного футболиста Архипова, чтобы, «убивая» гостей, при счете 1:1 назначить свободный удар в штрафной «горожан»? Неужели судье изначально было известно, что игрок вместо того, чтобы пробить по воротам, запустит мяч в сторону боковой линии? И далее: жаль, что на этом фоне осталась без внимания отличная работа рефери в Самаре и Перми, за которую москвич Валентин Иванов и Игорь Егоров (Нижний Новгород) получили высочайшие оценки. На очень хорошем уровне отработал и Алексей Тюмин из Новочеркасска. Прежде чем назвать тройку лучших арбитров премьер-лиги, экс-председатель КФС Сергей Хусаинов напомнил слова своего учителя Сергея Алимова: «Есть судьи высшей лиги. И есть те, кто высшую лигу судят». Потом Хусаинов добавил:
— Первому критерию соответствуют немногие. Остальные судить тоже умеют. Когда захотят! Просто они не гнушаются методов, которые я называю предательством футбола… Сегодня вне конкуренции Валентин Иванов, который абсолютно заслуженно едет на чемпионат мира в Германию. Вырасти в классных рефери могут Егоров, Захаров, Сухина. Пожалуй, все.
ДВА МНЕНИЯ
Маленькая тирада норвежского легионера Эрика Хагена: «В моей стране судейство сильно отличается от российского. Норвежские арбитры охотнее разговаривают с провинившимися игроками, предпочитая сначала делать устное внушение, они чаще улыбаются. В России же судья готов быстро достать из кармана карточку. В каждой стране свои правила, их необходимо уважать вне зависимости от того, нравятся они тебе или нет».
Пятикратная победительница мировых первенств по художественной гимнастике Ольга Капранова: «У нас много ограничений. Запрещается ходить на каблуках, выскакивать на улицу с мокрой головой, стоять рядом с кондиционером. Той, кто случайно подхватит простуду, наш тренер Ирина Александровна Винер презрительно бросает в лицо: ты — предательница! И еще нам нельзя наглядно реагировать на оценки судей. Какими бы они ни были. У них своя работа, у нас своя».
СПИЧ ГЕОРГИЧА
Байки Сергея Хусаинова:
— Сужу матч дублеров «Кайрат» — «Днепр». У хозяев в защите старался, но часто фолил худенький цыганенок. Наконец, я не выдержал: «Ты что, сырого мяса объелся? Почему так себя ведешь?» Он перепугался, жалобно отвечает: «Товарищ судья, не выгоняйте меня с поля. Я солдат, служу здесь. Если удалите, в роту отправят». Пожалел я его: «Ладно, не паникуй. Только давай поаккуратнее». Между прочим, цыганенок этот впоследствии вырос в известного защитника. Сергей Тимофеев, не забыли такого? Запомнился эпизод во встрече киевского «Динамо» со «Спартаком». Веремеев, помощник Лобановского, выскочил к бровке и начал кричать на ростовского арбитра Ивана Тимошенко. Тот не растерялся, снял с себя рубашку и протянул ее Веремееву со словами: «Если ты такой умный, иди и суди!» У меня было нечто похожее во Владикавказе, незадолго до конца игры «Алания» — «Ротор» при счете 3:2 Джиоев нарушил правила в центре поля. Слышу эмоциональный спич Газзаева в мой адрес: «Ну что ты все свистишь? Дай поиграть!» У меня с ним всегда были хорошие отношения. Подхожу к нему, протягиваю свисток и говорю: «Георгич, ну чего кипятиться? Матч кончается, время идет, пока они штрафной пробьют, пока разбегутся…» Газзаев сразу остыл: «Все нормально, Сережа!»
Потом на коллегии устроили разбирательство, кто-то негодовал: «Представь, что было бы, если бы Газзаев взял твой свисток?»
БОРЦОВСКАЯ КОПИРКА
О борцовских казусах рассказывает олимпийский чемпион-72 Анатолий Рощин:
— Особенно запомнилось, как на чемпионате мира-63 я венгра Иштвана Козму одолел. Ну и громила это был, тяжелее меня на полсотню килограммов. Он всегда грязно боролся, но меня побаивался. На двух Олимпиадах (1964-го и 1968 год) это меня не спасло. Они получились словно под копирку. Оба раза я доходил до финала без поражений, но со штрафным баллом. А у Козмы и в Токио, и в Мехико этого балла не было, его устраивала ничья. Вдобавок его тренер дружил с президентом Международной федерации борьбы Миланом Эрцеганом: тот из Югославии, но венгр по национальности. Так что симпатии судей были отнюдь не на моей стороне. Шанс у меня был при единственном условии — если бы Козма шел в открытую борьбу. Он же уклонялся от нее, к себе не подпускал. Я к нему — он за ковер. Пытаешься захват провести — убегает. И все ему как с гуся вода. Арбитры не реагируют, предупреждений за пассивность не дают. В итоге – ничья. Козма первый, я — второй. Две Олимпиады кряду! Обидно. Кстати, в Токио, в 64-м, на второй день после финала, он подошел ко мне и протянул золотую медаль: «Забирай, она твоя. Ты был гораздо лучше меня. Если бы не судейство…» Спасибо, Иштван, но поезд уже ушел.