Две составные одной проблемы
18 апреля 2006 г. в Совете Федерации состоялось заседание Временной Комиссии Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе на тему: «О ходе урегулирования осетино-ингушского конфликта, о возвращении к местам прежнего проживания ингушского населения». Хотя выводы Временной Комиссии и носят лишь рекомендательный характер, должен выразить свое глубокое удовлетворение тем, что высшая палата Федерального Собрания обратила внимание на проблему осетино-ингушских взаимоотношений. Актуальность данной проблемы состоит не только в нерешенности законных и конституционных прав вынужденных переселенцев, но и в том, что нерешенность их может повлечь за собой непредсказуемые последствия. А эта проблема сопряжена и с целостностью государства, и с миром на Северном Кавказе.
Даже при наличии доброй воли и подлинной заинтересованности членов Совета Федерации в поиске путей урегулирования последствий так называемого осетино-ингушского конфликта добиться полного урегулирования последствий конфликта в 2006 г., как мне
представляется, является проблематичным. Дело в том, что деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти в течение всего постконфликтного периода привела к тому, что всеобъемлющее урегулирование последствий так называемого осетино-ингушского конфликта поделено на две составляющие. Первая — это территориальная реабилитация ингушского народа и определение административно-территориальных границ Республики Ингушетия на основе уже имеющейся законодательной базы.
Вторая — возвращение всех вынужденных переселенцев в места прежнего проживания.
Проблематичность урегулирования, даже при наличии соответствующего поручения Президента Российской Федерации, видится в том, что в основу стратегии по урегулированию последствий конфликта федеральный центр на первое место вынес вторую составляющую проблемы, то есть возвращение вынужденных переселенцев. Неэффективность этой политики очевидна, хотя над ее воплощением в жизнь бьются чиновники и ЮФО, и МРУ ФМС РФ и Республики Ингушетия. Скрытое, а порой даже демонстративное противостояние многочисленных ответственных чиновников Северной Осетии усилиям всех перечисленных институтов, на практике оказывается более эффективным. В результате в текущем году в «закрытые» и «полузакрытые» населенные пункты Пригородного района не завезено ни одной семьи, кроме девяти семей, что завезены в с. Камбилеевское. И это при том что Д. Н. Козак, будучи 31 марта в регионе, на встрече с вынужденными переселенцами дал прямое указание немедленно вернуть в с. Ир Пригородного района всех готовых заехать граждан. А таковых на сегодня 113 семей. Но воз и ныне там. Вот почему мы приходим к выводу, исходя исключительно из практики четырнадцати лет, что решение проблемы урегулирования последствий конфликта будет встречаться с отчаянным сопротивлением Северной Осетии и тем самым может затянуться еще на годы, стремительно обостряя и без того небезоблачные межнациональные отношения.
Чтобы избежать этого и наконец обеспечить конституционные права ингушского народа, федеральному центру необходимо осознать, что единственный путь урегулирования последствий конфликта лежит через территориальную реабилитацию ингушского народа. Только таким путем мы сможем закрыть позорную страницу во взаимоотношениях двух народов региона и раз и навсегда закрыть проблему возвращения вынужденных переселенцев.
И, тем не менее, обсуждение данного вопроса на столь высоком уровне, даже при том что выводы слушаний носят, как мы сказали выше, лишь рекомендательный характер, мы искренне приветствуем. Значение слушаний заключается хотя бы в том, что усилия коллег из Северной Осетии увести обсуждение проблемы в сторону и создать в глазах сенаторов видимость решения вопроса возвращения вынужденных переселенцев не увенчались успехом. Даже огромная практика жонглирования какими-то надуманными цифрами не принесла успехов. Под прямыми и логичными вопросами они вынуждены были признать наличие массы нерешенных проблем вынужденных переселенцев, которые подробно были обозначены в моем выступлении. А проблемы таковы:
— Северной Осетии следует отказаться от политики недопущения ингушского населения в ряд населенных пунктов республики: п. Южный, сс. Октябрьское, Ир, Чернореченское, Терк, г. Владикавказ, с. Чермен… Ибо сегодня ждут своего возвращения в эти «закрытые» населенные пункты тысячи граждан Российской Федерации;
— надлежит немедленно аннулировать ряд Постановлений Правительства Северной Осетии о водоохранной зоне как незаконные и нарушающие конституционные права граждан ингушской национальности;
— Северной Осетии необходимо отказаться от дискриминационной националистической политики недопущения учащихся детей ингушской национальности к совместному обучению с детьми других национальностей, а ингушских студентов к обучению в вузах Владикавказа;
— отказаться от запрета выдачи гражданам ингушской национальности паспортов с регистрацией на прежнем местожительстве и правоустанавливающих документов на жилье в администрациях, архивах, ЖКХ и т.д.;
— наконец вернуться к исполнению медперсоналом лечебных учреждений Осетии клятвы Гиппократа и начать оказывать медицинскую помощь больным ингушам;
— начать интегрировать уже возвращенных граждан ингушской национальности в общественную и экономическую жизнь республики. Необходимо, чтобы у них были равные права на труд, занятие бизнесом или предпринимательством, право быть избранными в представительные органы, работать в правоохранительных органах и т.д.;
— наконец, силовые структуры и Осетии, и федеральные должны одинаково обеспечить безопасность граждан всех национальностей.
Все эти проблемы были озвучены на слушаниях в Совете Федерации и были, как мне кажется, услышаны. В результате обсуждения
члены Временной Комиссии пришли к выводу о том, что в мае Комиссия соберется еще раз и будет принято решение выехать в регион для подготовки всеобъемлющего доклада руководству страны.
Сенаторами также была высказана консолидированная позиция о том, что поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина по урегулированию последствий конфликта никому не должно быть позволено игнорировать.