Если операция стоит дорого — за вас заплатит государство

17/05/2006 - 21:29

О развитии на Юге России программы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи рассказывает «ЮФ» первый заместитель директора Южного окружного медицинского центра Сергей Александрович ПЛЕСКАЧЕВ.

— Говорить, что понятие высоких технологий в медицине новое, не совсем верно. Особо сложные операции и виды лечения проводились всегда — на том уровне, который позволяло развитие медицины. Но раньше более 80 процентов высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи оказывалось только в крупнейших медицинских центрах Москвы и Санкт-Петербурга. Все знают, как трудно было туда попасть, какие были очереди на лечение.
В 2002 году Минздравом Российской Федерации была разработана новая концепция здравоохранения. Одной из ее основных составляющих была реформа оказания высокотехнологичных дорогостоящих видов медицинской помощи. Идея состояла в том, чтобы в каждом из семи округов создать крупный медицинский центр федерального подчинения, который бы принимал на лечение больных из округа с самыми сложными диагнозами.
— Каким образом известная далеко за пределами Ростова-на-Дону «больница водников», как ее в обиходе называют и сейчас, стала базовой на Юге России?
— Когда стали искать базу для создания таких центров по всей стране, оптимальным решением Минздрав РФ посчитал лучшие центральные бассейновые больницы. Так, при образовании нашего Южного окружного медцентра в 2002 году были объединены больницы Азово–Волго–Донского и Нижне–Волжского водных бассейнов. Сегодня в Центре 18 филиалов по всему Южному округу. ЮОМЦ — крупное объединение, только в своих стационарах насчитывающее более 1700 коек, основная задача которого — оказание высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи жителям ЮФО. Объем этой помощи регулируется специальными приказами Минздравсоцразвития РФ, Росздрава и Российской Академии медицинских наук. Хочу подчеркнуть — дорогостоящая помощь у нас оказывается за счет средств федерального бюджета. Это главный, принципиальный момент.
Необходимо пояснить, что целый ряд операций такого уровня проводится и в крупных больницах республик, краев, областей, но за счет средств местных бюджетов, зачастую недостаточных, а поэтому не в полном объеме оплачиваемых. Более 200 тысяч человек в год по стране лечатся за счет средств федерального бюджета. И эта цифра постоянно растет. Если в 2003 году в нашем Центре прошли лечение 110 сложнейших пациентов, то в 2004-м уже 230, а в прошлом году – почти 400 человек. Для высоких технологий это значительная цифра. Ведь речь идет об уникальных операциях, редких патологиях.

— Если у пациента гастрит, его будут лечить за счет средств обязательного медицинского страхования в местной поликлинике. Если у него образовалась язва, его госпитализируют в районную, городскую или даже в областную больницу. Там он будет лечиться за счет тех же средств. А вот если больному нужно сделать сложную реконструктивную операцию, требующую больших затрат, когда надо убирать две трети кишечника, делать анастомоз или, скажем, поставить искусственный сустав, тогда это уже наш случай.
Чтобы попасть к нам на бесплатное лечение, нужно взять направление в Минздраве того субъекта федерации, где проживает человек. Мы как федеральный центр этого пациента обязаны принять и бесплатно — именно бесплатно, за счет средств федерального бюджета — оказать ему высокотехнологичную медицинскую помощь.
— Один нюанс. Высокотехнологичная дорогостоящая помощь поручена вам как окружному центру. Но ведь как бассейновая больница вы занимались обычной медицинской практикой, оказывали помощь своему контингенту пациентов–водников. Что же теперь с ними?
— Очень хороший, я бы сказал, тонкий, вопрос. Кроме высоких технологий, мы работаем, как и раньше, в режиме обслуживания работников водного транспорта. С образованием Центра к нам прикрепили и большой контингент сотрудников федеральных учреждений, находящихся в округе. Ежегодно только в нашей клинической больнице № 1 в Ростове стационарно лечится шесть тысяч таких больных. А по округу к филиалам Центра прикреплены почти 300 тысяч водников и федеральных служащих.
Но все же основная наша задача как Центра — оказание высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи.

— С 2002 года нам определены три основных профиля. Это, во-первых, абдоминальная, или хирургия брюшной полости и желудочно-кишечного тракта. Мы проводим сложные восстановительные операции на всех органах желудочно-кишечного тракта — пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник. Возникает где-то в округе потребность в такой сложной операции — пациента направляют к нам.
Второй профиль — урология. И речь идет не о лечении банальной мочекаменной болезни или воспалений, а о сложных восстановительных реконструктивно-пластических операциях. Например, поражены опухолью мочевой пузырь и находящиеся рядом органы. Обычная врачебная практика состоит в том, чтобы удалить опухоль вместе с мочевым пузырем и на брюшную стенку вывести мочеточник. После этого человек становится на всю оставшуюся жизнь глубоким инвалидом. Реконструктивная операция заключается в том, что, кроме удаления опухоли, врачи формируют из собственных тканей пациента искусственный мочевой пузырь, вживляют в него мочеточники, соединяют пузырь с уретрой, чтобы восстановить нормальное прохождение мочи. И человек после такой операции возвращается к нормальной жизни. Реконструктивные операции у нас выполняются на всех органах урологической системы.
И третье направление, тоже очень актуальное на сегодняшний день — эндопротезирование крупных суставов. Актуальность высока в связи с социальной значимостью заболевания. Пациент с серьезным заболеванием суставов либо становится инвалидом на костылях или, если это пожилой человек, оказывается прикован к постели и погибает от обездвиженности. Раньше, например, перелом шейки бедра для стариков был практически фатальной травмой. Теперь же появилась возможность заменять пораженный сустав искусственным, сделанным из специальных металлических сплавов. По функциональности он не уступает естественному суставу. Плюс современные протезы очень долговечны, могут служить десятки лет. Операции по эндопротезированию активно практикуются во всех странах мира. Например, в Германии в год делается около 600 тысяч таких операций. При необходимости можно заменить любой сустав: коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой.
— Такие операции должны быть очень востребованы.
— Да, тем более что эти операции выполняются в относительно небольшом числе клиник России.
В нашем Центре технология замены суставов прекрасно отработана, о чем свидетельствуют хорошие результаты. Единственная проблема — это высокая стоимость протезов. Хороший эндопротез стоит от двух до четырех тысяч долларов. И те, кто нуждаются в операции, в большинстве случаев не могут купить его за свои деньги. А по программам обязательного медицинского страхования компенсация стоимости эндопротеза не предусмотрена... Именно поэтому мы можем за счет выделяемых федеральными бюджетами средств сделать порядка трехсот таких операций в год.
Однако надо отметить, что государство старается обеспечить этим видом помощи как можно большее число нуждающихся, находит новые формы. В прошлом году появилась новая программа Фонда социального страхования по эндопротезированию для инвалидов. И хотя эта возможность появилась только в конце года, мы успели прооперировать по линии Фонда уже около 20 человек. В этом году, уверен, таких пациентов будет значительно больше.
— Собираетесь ли вы расширять перечень видов дорогостоящего лечения?
— Конечно. У нас очень хорошая гинекологическая служба, которая уже сегодня делает даже без дополнительного финансирования сложные операции, которые относятся к высоким технологиям. Хорошие результаты в челюстно-лицевой хирургии по восстановлению после травм лица. Много больных лечится с осложненным сахарным диабетом. Широко работает отделение гемодиализа («искусственная почка»). В перспективе — операции по пересадке почки. Возможности для этого есть: хорошая сосудистая хирургия, урологическая служба, гемодиализ, широкие возможности иммунологической службы. Нужно только оборудование.
— Об оборудовании... Высокотехнологичное лечение требует современного оборудования?
— Да, конечно. За эти три года существования Южного окружного медцентра мы получили столько оборудования, сколько не получали за все предыдущие годы. Современный рентгеновский компьютерный томограф, две цифровые рентгеновские установки, много различной ультразвуковой техники, дорогостоящую наркозно-дыхательную аппаратуру для операций, дозаторы лекарственных веществ с микропроцессорами, эндоскопическое оборудование всех классов… Это техника дорогостоящая, такую за счет бюджетного финансирования мы не приобрели бы никогда и заработать на нее не смогли бы.
— Это повлекло, очевидно, потребность повышения квалификации персонала, перехода на новые методики и технологии?
— Безусловно. Одновременно с центрами в округах в Москве был создан крупнейший в стране Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова. Это объединение из нескольких поликлиник и стационаров, обеспеченное лучшими кадрами. Фактически это наш методический центр. На его базе действует институт усовершенствования врачей. И все наши ведущие специалисты не раз там бывали за эти годы, осваивали новые методики, стажировались, участвовали в операциях, работали в отделениях.
Еще один ресурс в повышении квалификации наших медиков — телекоммуникационные технологии в медицине. Использование возможностей телеконференцсвязи для медицинских нужд вывело работу Центра на принципиально новый уровень и в подготовке кадров, и в практической деятельности. Телемедицина позволяет поддерживать постоянный контакт с крупнейшими отечественными и зарубежными медицинскими клиниками. Напрямую, в режиме реального времени смотреть операции ведущих хирургов страны, проводить конференции и семинары, клинические разборы и консультации больных. Мы можем пригласить для телеконсультации любого специалиста, находящегося в Москве, Санкт-Петербурге или любой другой точке мира.
Так же мы общаемся со своими филиалами в Волгограде и Астрахани. И, кстати, все трансляции идут сразу в три адреса. Это очень удобно, все видят одно и то же, могут общаться и обмениваться мнениями.
Мы теперь даже аттестации врачей и среднего медперсонала, работающих в Астрахани, Волгограде и ближайших к ним филиалах, проводим в режиме телеконференцсвязи. Это уникальный опыт, такого нигде больше в стране нет.
— А каковы ваши взаимоотношения с местными коллегами?
— Самые тесные. Мы работаем в контакте с Минздравом Ростовской области, Минздравами других регионов ЮФО, Ростовским медуниверситетом, НИИ медицинского профиля города Ростова-на-Дону. Наш директор, заслуженный врач России Георгий Григорьевич Багдасаров, является Представителем Минздравсоцразвития РФ в Южном федеральном округе, членом Коллегии Минздрава Ростовской области. И, конечно, контактируем с ведущими специалистами других больниц. На все наши мероприятия, особенно телемедицинские конференции, приглашаем врачей из регионов и, конечно же, из Ростова. Такие же взаимоотношения поддерживают с коллегами в своих городах медики филиалов нашего Центра. А ведь в Центре работает более трех с половиной тысяч человек, из них 823 врача, среди которых 30 докторов и кандидатов наук и более 350 специалистов высшей и первой квалификационных категорий.
— Национальный проект по развитию здравоохранения предусматривает и дальнейшее развитие дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи.
— Да, мы ожидаем увеличения финансирования — как текущего, так и на приобретение оборудования, медикаментов и тому подобного. Это даст нам возможность принимать больше больных, нуждающихся в дорогостоящем лечении, за счет федерального бюджета.

В заключение я хотел бы обратиться к жителям Южного федерального округа, нуждающимся в нашей помощи. Мы всегда открыты для вас, готовы дать любую консультацию. Приезжайте к нам, присылайте свои вопросы по почте. И если вы нуждаетесь в высокотехнологичной операции, мы всегда подскажем, как попасть к нам на лечение. Будьте здоровы!

Автор: Сергей САХАРКОВ