Глобализация — смерть или возрождение для субъектов Российской Федерации
Сегодня и в долгосрочной перспективе определяющим в развитии международных связей является процесс глобализации. Суть процесса глобализации состоит в формировании надгосударственных правовых, экономических, информационных, производственных, образовательных, культурных и т.д. инфраструктур и создании универсальных европейских и мировых стандартов в области права (Европейская Конституция, Декларации ООН и др.), торговли (ВТО), образования (Болонский процесс и др.), культуры, а также международных стандартов жизни и поведения.
Альтернативой процессу глобализации, удерживающей необходимое равновесие в структуре человеческой цивилизации между универсализацией и уникальностью, является активно развивающийся процесс территориальной регионализации. Суть процесса территориальной регионализации состоит в выявлении и закреплении в законодательных и организационных формах уникальных природно-географических, социально-экономических, национально-культурных, религиозно-этнических и других особенностей территориальных регионов. При этом:
преобладание процессов глобализации ведет к потере региональной самоидентификации, то есть способности отделять себя от других, и утрате функции национальной и территориальной рефлексии как механизма воспроизводства национальной культуры и инструмента территориального развития;
преобладание же процессов регионализации ведет к провинциализму с переходом в сепаратизм, замкнутости и неизбежной деградации территории и населения.
Равновесие между процессами глобализации и процессами регионализации реализует идею устойчивого развития человеческой цивилизации.
Таким образом, региональные политика и экономика состоят в правильном сочетании и соотнесении: а) привлечения на территорию региона мировых универсалий и внедрения мировых стандартов жизнедеятельности; б) выявления и предложения мировому сообществу и мировому рынку региональной уникальности.
Однако понятие «регион» сегодня используется в достаточно широком толковании и охватывает не только территориальные, но и производственные и деятельностные сферы, обусловленные разнородными границами, законами, нормами, правилами и традициями.
Можно выделить как минимум три типа регионов:
1. Территориальные регионы — административно-территориальные субъекты (в России – субъекты РФ) государственного управления.
2. Производственные регионы — ТНК и другие формы корпоративного объединения производителей, имеющие территориальные границы расположения, не совпадающие с государственными и административно-территориальными границами.
3. Регионы сфер деятельности — не имеющие конкретной территориальной закрепленности (экономика, право, культура, образование, искусство и т.д.).
Каждый из регионов имеет собственную идеологию, формирующуюся из собственных целей и задач развития, собственной внутренней структуры, норм и правил жизнедеятельности, даже собственного языка общения. Причем в отличие от территориальных регионов производственные регионы и регионы сфер деятельности изначально несут в себе идею глобализма.
Институциональное напряжение между процессом глобализации как движением к обезличенным универсалиям и процессом территориальной регионализации, как системой сохранения уникального в развитии человеческой цивилизации — вызвало взрывное развитие информационных систем.
Информационные технологии — основное связующее звено между векторной разнонаправленностью процессов глобализации и регионализации. Основная задача информационного обеспечения состоит в выстраивании системы коммуникации между разными региональными образованиями.
Информационная система в глобальном мире должна стать универсальным межрегиональным переводчиком смыслов с языка одного региона на смысл и язык другого, то есть системообразующим фактором.
Процессы регионализации создали необходимость формирования «региональной дипломатии» — особой формы сотрудничества по организации коммуникации и поддержанию взаимодействия между регионами. Необходимость в «региональной дипломатии» возникает практически при каждом контакте представителей разных регионов. Простой пример. Всем знакома ситуация коммуникативного ступора, когда представитель административно-территориального региона пытается объяснить представителю производственного региона необходимость решить вопрос благоустройства территории, ремонта водовода или спонсирования детского дома за право аренды земли. «Мы же платим налоги» — говорят представители производственного региона представителю административно-территориального региона, которому этих налогов хватает только на покраску фасадов зданий.
Аналогичная ситуация возникает, когда к представителю административно-территориального региона приходят представители региона сферы деятельности. Попытка представителей региона науки, культуры или образования объяснить чиновнику администрации, что здание школы — это еще не школа, а здание научного центра — это еще далеко не наука, и что артисты, учителя и даже научные работники занимаются делом не менее важным, чем уборка улиц, вызывает не менее искреннее удивление и непонимание у чиновников — «вы же получаете зарплату», на что этой зарплаты хватает — это другой вопрос.
В то же время несовпадение интересов административно-территориальных, производственных и регионов сфер деятельности между собой и несовпадение региональных интересов с интересами центральных органов государственного и международных органов межгосударственного регулирования создают живую ткань общественного развития, которая находит свое отражение в информационной сфере и закрепляется в законодательной.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ
Основная цель развития административно-территориального региона (субъекта РФ) — повышение уровня жизни его жителей. Соответственно, административно-территориальный регион необходимо рассматривать как мини-модель человеческой цивилизации, и параметры регионального развития определяются качественными общецивилизационными критериями, которые «крепятся» к природно-географической и культурно-исторической уникальности данной территории.
Идея межрегионального сотрудничества состоит в обмене уникальности региона на недостающие региону общецивилизационные компоненты из других регионов, в том числе производственных регионов и регионов сфер деятельности.
Вынесение территориальным регионом на мировой рынок собственной уникальности — главное условие получения международного статуса и допуска территориального региона в мировую систему межрегионального обмена. Если территориальный регион себя как уникальный мировой продукт не создал, то его присутствие в мировой системе межрегионального обмена из разряда партнерских переходит в разряд используемых для дотаций, благотворительности или учебно-образовательных процедур. Последствия этого — отсутствие международного статуса, низкие инвестиционные рейтинги, слабая привлекательность для инвесторов и т.д.
Таким образом, стратегия развития административно-территориального региона (субъекта Российской Федерации) состоит:
1. В выявлении мировой уникальности территориального региона (субъекта РФ); сертификации этой уникальности в международных сертифицирующих органах; разработке и реализации экономической и информационной стратегии презентации и «продажи» этой уникальности на мировом рынке.
2. В создании «реестра соответствия» каждого направления жизнедеятельности региона существующим предельным мировым стандартам; разработке форм взаимодействия и условий контрактации с сертифицированными авторами или владельцами технологий создания предельных мировых стандартов по каждому направлению с целью их использования для повышения качества жизни в регионе.
Наибольшую сложность в осуществлении региональной политики представляют экспертиза соотнесения процессов распространения глобалистских универсалий на территории региона и формирование региональной уникальности. Подмена одного другим создает постоянную путаницу в определении приоритетов и направлений инвестирования. Например, общая практически для всех регионов России тема туризма обсуждается как необходимость создания мировых стандартов инфраструктуры (пятизвездочные отели, транспортная инфраструктура, и т.д.), между тем как в идее туризма инфраструктура вторична, первичным является некая абсолютная уникальность, которая есть в каждом территориальном регионе, надо ее только найти и информировать мир о ее наличии. Инфраструктура «нарастет» сама собой. При том, что содержание понятия «региональная уникальность» охватывает весь спектр цивилизационных характеристик, и уникальность региона могут задать не только нефть, пшеница или национально-этнический танцевальный коллектив, но и любой мировой продукт, произведенный на территории региона.
Для обеспечения взаимодействия разнородных регионов нужны особая институциональная форма, информационно-методологические центры по адаптации (переводу) смыслов одного типа региона на смысл другого и наоборот. Также необходима новая система подготовки и переподготовки кадров административно-территориальных регионов, по овладению технологиями «межрегиональной дипломатии», то есть профессиональному ведению переговоров не только с представителями других административно-территориальных регионов, но и с представителями производственных регионов и регионов сфер деятельности.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РФ
Рассматривая субъект Российской Федерации в качестве административно-территориального региона, необходимо выделить как минимум два блока информационного обеспечения:
1. Информационное обеспечение взаимодействия субъекта Российской Федерации (региона) с другими административно-территориальными регионами в России и во всем мире.
2. Информационное обеспечение взаимодействия административно-территориального региона (субъекта РФ) с регионами глобального типа, а именно: производственными регионами и регионами сфер деятельности.
Существующая модель субъекта федерации в качестве территориального оператора федерального бюджета актуальности таких связей не предполагает, и они до последнего времени практически не развивались. Изменение общественно-исторического предназначения административно-территориальных регионов в процессе глобализации, а именно сохранение цивилизационной уникальности территорий в процессе глобалистской универсализации, ставит административно-территориальные регионы перед необходимостью самоидентификации и создания собственной системы взаимосвязей и информационного обеспечения. Необходимость обмена региональной уникальности на мировые стандарты жизни ставит перед системой информационного обеспечения региона жесткие задачи активной (если не агрессивной) мировой информационной политики. Очевидно, что сложились условия для появления профессиональных информационных агентств по обеспечению международной информационной политики регионов России.
ВЫВОД
Основная проблема развития внешних связей субъектов Российской Федерации на современном этапе состоит в сложности перехода регионального самосознания от идеологии усредненных, большей частью заниженных, параметров регионального развития, заданных ситуацией бюджетоисполнения, к идеологии мирового межрегионального взаимодействия, заданной ситуацией обмена уникальных особенностей региона на мировые стандарты жизни.
Особую сложность при этом представляет понимание разницы между процессами регионализации и процессами суверенизации. Для Российской Федерации и регионов России это отличие особенно важно, учитывая по большей части негативный опыт суверенизации СССР. Суть дела в том, что регион как административно-территориальный субъект государства — суть уникальное; государство — суть универсальное. Советские республики, став государствами, вынуждены менять вектор развития в сторону государственного универсализма, потеряв региональную уникальность. (Государственная уникальность строится по другим принципам, и это вопрос отдельного обсуждения.)
Уникальность административно-территориального региона в государстве до суверенизации была ресурсом развития, а после суверенизации становится препятствием и тормозом. Этим объясняется и мгновенная смена политики и лозунгов при захватах власти в бывших советских республиках: до захвата власти — национальная уникальность; после захвата — европейская универсальность.
Однако логика исторического процесса говорит о том, что сертификаты на владение универсальными нормами государственности, особенно с появлением Евросоюза, теряют свою ценность, а сертификаты на региональную уникальность в процессе глобализации только растут в цене. Отчасти именно этим обстоятельством объясняется создание Европейского союза как сверхгосударственной универсалии, позволяющей классическим государствам Западной Европы возродить свою уникальность в качестве административно-территориальных регионов Евросоюза.