ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ЧЕЧЕНСКИХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

17/05/2006 - 21:29

— Дукуваха Баштаевич, как вы оцениваете сам факт того, что в Чеченской Республике появилась законодательная власть?
— После двух военных кампаний законодательная власть в Чеченской Республике появилась в конце прошлого года.
С проведением всех конституционных реформ в республике образованы все ветви власти. Это знаменательный факт, потому что он дает толчок к социально-экономическому развитию республики и политической стабильности.
В настоящее время депутаты Народного Собрания Парламента Чеченской Республики активно включились в процесс формирования законодательной базы, а также работают над принятием бюджета на 2006 год. Это и есть первые результаты избрания парламента республики.

Справка «ЮФ»

Трудовую деятельность начал учителем, затем получил второе, экономическое образование. Работал председателем Джалкинского сельсовета, председателем Гудермесского горисполкома, главой администрации г. Гудермес, первым заместителем министра сельского хозяйства Чеченской Республики.
С 2000 года возглавил министерство сельского хозяйства и продовольствия. В 2005 году стал депутатом Парламента ЧР и единогласным решением народных избранников избран на должность председателя Народного Собрания Парламента Чеченской Республики. Имеет правительственные награды.

— Ожидали ли вы, что возглавите парламент?
— Да, ожидал. Потому, что так решила команда, и так решило региональное отделение партии «Единая Россия».
В демократическом обществе бывают такие моменты, когда команда заранее определяет своих лидеров, а партия обязывает своего представителя быть готовым к новым испытаниям.
Сегодня я готов выполнить задачу, поставленную передо мной теми, кто меня избрал. Когда я дал согласие взять на себя груз ответственности председателя Народного Собрания Парламента ЧР, я руководствовался одной мыслью - жить во имя людей и для чеченского народа. За его будущее, за стабильность в нашем регионе отдал свою жизнь первый президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров. Те добрые дела и начинания, я скажу, великого человека, продолжает его сын Рамзан Кадыров, ныне в должности председателя правительства Чеченской Республики. Много позитивных изменений произошло в социально-экономической сфере с его появлением на политической арене.
— Что сделано законодателями республики за четыре месяца работы?
— В первую очередь проведены организационные мероприятия. Это определение структуры, регламента и формирование аппарата Народного Собрания Парламента ЧР. Решены вопросы технического оснащения всей законодательной базы в целом. Парламентариями приняты ряд постановлений, обращений к Президенту и Правительству Российской Федерации. Сюда входят политические и социально-экономические вопросы поствоенного обустройства Чечни.
Нами принят и ряд законов, первым из которых стал закон «Об Уполномоченном по правам человека и гражданина в Чеченской Республике». Кроме того, назначен Уполномоченный по правам человека, это Нурди Нухажиев, ранее занимавший должность руководителя управления президента ЧР по правам человека. Нурди Нухажиев хорошо владеет ситуацией в республике, он доктор экономических наук, специалист по международному праву. Считаю, что институт Уполномоченного по правам человека важен для будущего с точки зрения необходимости восстановления и развития гражданского общества в нашем регионе. В этой связи еще на третьем заседании Народного Собрания Парламента была создана парламентская комиссия из числа депутатов по поиску без вести пропавших и насильственно удерживаемых граждан, председателем которой я являюсь.
Я, возможно, повторюсь, но напомню слова Президента РФ Владимира Путина: «Мы должны найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного, справедливого общества и государства».
За две военные компании чеченский народ понес большие потери. Сегодня решаются вопросы как формирования законодательной базы, так и определения статуса республики. Некоторые моменты мы намереваемся обозначить в договоре «О разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой».
В настоящее время идет подготовка к подписанию этого важного документа, определению налогооблагаемой базы и подписанию бюджета ЧР. Конечно, уже не в предложенном Парламенту варианте — 19 миллиардов рублей, а на сумму 29-30 и более миллиардов рублей. Это позволит формировать и принимать бюджет республики как фактор развития Чечни. На сегодняшний день бюджет, который нам предлагают, мы определяем как бюджет «скорой помощи» для прожиточного минимума,
— В прошлом году Президент Российской Федерации Владимир Путин определил приоритетные национальные проекты страны — современное здравоохранение, качественное образование, доступное жилье и перспективное сельское хозяйство. Что предпринимается в республике для их реализации? С какими проблемами в этом плане приходится сталкиваться? Какие еще национальные приоритеты, по вашему мнению, требуют незамедлительного внимания?
Если бы была возможность, мы бы определили пятым национальным проектом Российской Федерации – проект восстановления города Грозного. Обозначить его таким образом нам пока не удается в силу того, что он не охватывает интересы всех субъектов РФ. Но он значим как для Чеченской Республики, так для и всей Российской Федерации. Мы стараемся найти юридическую и экономическую терминологию в федеральной целевой программе восстановления Чечни, которая практически заморожена.
Но если же говорить о самой этой программе, то с самого начала своей реализации она не исполняла возложенные на нее надежды и обязательства. Вследствие этого мы ориентируемся на принятие соответствующего программного документа, который определил бы поступательное, оперативное восстановление Чеченской Республики.
По этой причине в «пятом национальном проекте» мы хотим обозначить именно эту проблему. Все остальные проекты, мы считаем, выдвинуты Президентом страны, конечно, своевременно. Они жизненно важны как для Чечни, так и России в целом.
Но суммы, заложенные в программе, не позволяют восстановить республику. К примеру, если взять средства, запланированные в ней на восстановление жилья в ЧР, то это, практически, мизерная часть нужного. При этом следует отметить, что в Чечне до сих пор нет ипотечного кредитования для строительства жилья. Такая форма не заложена в сформировавшейся финансовой банковской системе. Вследствие этого задерживается решение таких программ, как жилье, сельское хозяйство, адресное обеспечение развивающихся собственных хозяйств. Те параметры, которые предоставляют эти программы, предоставляются не всем хозяйствующим субъектам. Эти программы исчерпали свой ресурс. Потому что большая часть предприятий у нас функционирует для сохранения рабочих мест. Все они числятся в списочном составе, а в реальности - абсолютно разрушены. Чеченская земля на «нулевых балансах» из-за отсутствия химикатов и удобрений. Полностью разрушена оросительная система, уничтожено животноводство. Это наталкивает на мысль, что обозначенные в этих программах средства для Чечни – действительно мизер.
Если в других субъектах дополнительно выделяются большие суммы денег на развитие, то в Чеченской Республике, решающей вопросы восстановления, возмещения ущерба и развития республики – средства совсем не соответствуют планам, из-за чего решение этих вопросов становится проблематичным.
Однако, несмотря на это, в программе задействованы все ведомства республики. Правительство нашей республики приняло все соответствующие программные документы, парламент в свою очередь законодательно закрепляет эти проекты. Но решить глобальные задачи, которые поставлены перед республикой, практически невозможно.
Прошло шесть-семь лет, а инфраструктура, экономика, сельское хозяйство, банковская система, здравоохранение Чечни все еще не восстановлены. К примеру, в республике нет ни одного диагностического центра. Более того, его строительство не предусмотрено в национальном проекте. Конечно, все проекты существенны, значимы для Чеченской Республики, но не полноценны.
— К сожалению, террористические акты в Чечне и сегодня — не редкость. Какие меры предпринимаются руководством парламента республики для улучшения криминальной ситуации в Чечне?
— Меры парламент может принимать только одни – укрепление законодательной базы в ЧР, создание соответствующих комиссий для того, чтобы обозначить прозрачность действий органов силового блока республики. Для розыска без вести пропавших граждан Чечни создана парламентская комиссия по работе с силовыми структурами, находящимися на территории Чечни.
Но главное наше направление — это принятие соответствующих нормативных документов, над чем мы сегодня и работаем. И надо сказать, что мы на этом участке имеем конкретные результаты своей деятельности.
Радует и то, что мы взяли правильный курс на скорейшее восстановление народнохозяйственного комплекса и говорим о своих нуждах, проблемах и задачах от имени народа.

Автор: Сергей САХАРКОВ