ВОЛГОГРАДСКИЕ ТРАКТОРЫ ДЕРЖАТ ЭКЗАМЕН НА ДОНСКИХ ПОЛЯХ
Ясный ветренный день 1 апреля вовсе не располагал к шуткам и розыгрышам. Почти два десятка тракторов самых разных размеров и марок вытянулись вдоль поля, как на стартовой черте перед забегом. Им и на самом деле надо сегодня показать, на что способны. Но это не банальное состязание на скорость. Это серьезный экзамен на перспективность, на выбор пути развития отечественного тракторостроения.
Проходил он в ОАО «Грушевское» Аксайского района Ростовской области. Своеобразным «экзаменатором» стала продукция одного из ведущих в Европе производителей навесной сельскохозяйственной техники — итальянской фирмой «Маскио — Гаспардо». Ее вице-президент Андреа Маскио, молодой итальянец, больше похожий на звезду кино или эстрады, чем преуспевающего бизнесмена, уверенно прохаживался между скоплением техники.
— 20 лет назад первые машины марки «Гаспардо» пришли в Россию и работают до сих пор, — говорит синьор Маскио. — Три года назад начал работать наш филиал в городе Волжском Волгоградской области. Мы пробуем собирать там наши машины. И я очень хочу открыть свой завод на юге России — в Волгограде или Ростове – чтобы наша техника помогала вам достигать максимальных результатов.
Но как же покажут себя волгоградские, питерские, минские и другие тракторы в сочетании с итальянскими агрегатами? Заинтересованные гости, оживленно комментируя происходящее, тянутся за дающим пояснения коммерческим директором компании «Маскио-Гаспардо Руссия» Николаем Бойковым от машины к машине. Но это не просто болельщики. Это приехавшие в Грушевскую специалисты из 35 районов Ростовской области. И их опытный взгляд и строгая оценка окажут существенное влияние на наполнение портфелей заказов производителей сельхозтехники.
Волгоградский тракторный — единственный в этой именитой компании представитель Южного федерального округа. И в ожидании, когда придет время демонстрации, Сергей Емельянов, начальник отдела технического сопровождения Волгоградского филиала «Агромашхолдинга», составной частью которого является ВгТЗ, неторопливо поясняет.
— Мы показываем сегодня два трактора. ВТ-150 за последние несколько лет приобрел солидную репутацию, в первую очередь у наших зарубежных соседей. Только в 2005 году в Узбекистан поставлено 700 таких тракторов, они хорошо показали себя в хлопковом производстве. Активно покупают их Китай, Казахстан, Украина. В минувшем году ВТ-150 был впервые предложен и российскому рынку.
А вот этот экземпляр ВТ-200 — из первой опытной промышленной партии. И в нем заложены все возможности, чтобы завоевать свой сегмент рынка.
Особенность последних моделей волгоградских тракторов — это, прежде всего, их высокая тяговая мощность — до пяти тонн, широкий диапазон тяговых усилий и повышенная навесоспособность, позволяющие эффективно использовать прогрессивные ресурсосберегающие технологии с применением широкозахватных орудий и многооперационных комбинированных агрегатов, в том числе и зарубежных. Понятным следствием таких конструктивных особенностей является высокая производительность волгоградских тракторов.
Кроме того, они отличаются повышенной комфортностью условий работы тракториста. Кабина современного типа оборудована мультивентиляционной установкой, кондиционером. Хорошо продумана эргономика трактора, тонированные стекла обеспечивают защищенность от воздействия солнечных лучей. Резко снижен и уровень шума в кабине.
Производственный аспект заботы о трактористе отмечает испытатель тракторов Николай Рыбаков.
— С этой техникой комфортней стало работать. Комфортна сама кабина, пыль не проникает, чистым войдешь и таким же чистым выйдешь после работы. Вентилятор, кондиционер, отопление позволяют удобно чувствовать себя в любую погоду. Но не только комфорт отличает эти тракторы. За счет пневматического управления и удобного обзора можно больше внимания уделять самому полю — хорошо видно, например, где более сложный участок и надо сбросить скорость. А значит — экономичней расход топлива и чище обработка. Соответственно, повышается выработка.
Трактора ВТ комплектуются в основном двигателями Алтайского моторного завода, который тоже входит в состав «Агромашхолдинга». Эти двигатели очень хорошо известны селянам, отличаются простотой и надежностью и, что важно сегодняшним сельхозпроизводителям, низким погектарным расходом топлива, что позволяет снижать трудозатраты на производство единицы продукции.
Еще один аспект удачного технологического решения серии ВТ показал узбекский заказ. По просьбе клиента тракторы были оснащены двигателями Минского моторного завода. И такая замена не вызвала ни технологических сбоев, ни возможностей эксплуатации волгоградского трактора. При необходимости, кстати, можно поставить на ВТ и двигатели Ярославского моторного завода, и словацкие двигатели марки «Мартин-дизель». Опыты показали удачную совместимость.
И еще одна важная особенность есть у волгоградских тракторов. Хотя они выпускаются по российским технологиям, конструктивно без проблем сочетаются (или, на техническом слэнге специалистов — агрегатируются) с европейскими стандартами, с любой европейской прицепной техникой.
Это еще раз подтвердил и проходивший в Грушевской демонстрационный показ. Сергей Емельянов комментирует:
— ВТ-150 сегодня работал с универсальным измельчителем пожнивных остатков марки «Маскио». После такой обработки поле остается настолько чистым, что можно сразу сеять или вести другие полевые работы, например, культивацию — пожнивные остатки не будут забивать агрегаты. На традиционно применяемой отечественной технике добиться этого сложно. А применение трактора ВТ-150 позволяет получить на этой операции производительность до 5 гектаров в час.
ВТ-200 показывал работу с комбинированным агрегатом по предпосевной обработке почвы «Гаспардо». Он сразу культивирует, дискует и прикатывает почву и относится к разряду ресурсосберегающих технологий, заметно снижая затраты на единицу продукции. Важно отметить, что мощность трактора ВТ-200, относящегося к пятому тяговому классу, позволяет без особых усилий тянуть тяжелый агрегат в экономичном оптимальном режиме.
Простая констатация факта. Волгоградские тракторы по всем необходимым параметрам — и по гидравлике, и по механике — оптимально сочленяются с зарубежными агрегатами, и тем самым позволяют создавать на базе ВТ высокопроизводительные и экономичные производственные комплексы.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Вячеслав Василенко, определяя задачи этого своеобразного смотра, отметил:
— Сегодня мы смотрим, на чем можно работать на наших полях. Энергосберегающая техника — вот один из путей развития сельского хозяйства. Нам нужна техника, которая даст возможность максимально экономно обрабатывать землю, получать наибольшую эффективность, сберегать почву.
Пожалуй, волгоградские тракторы в полной мере соответствуют этой триединой формуле.
— Главный козырь наших тракторов в том, — развивает мысль Сергей Емельянов, — что, наряду с возможностью успешно работать с орудиями, относящимися к классу ресурсосберегающих технологий, гусеничные трактора ВТ-150 и ВТ-200 имеют низкое удельное давление на почву, за счет чего сохраняется гумусный слой. Совмещение двух этих показателей — с одной стороны высококлассной зарубежной техники с ресурсосберегающей технологией, и с другой — наших тракторов, которые сберегают саму почву и являются экономичными по погектарному расходу топлива, дает большой эффект и по качеству обработки земли, и по трудозатратам на единицу продукции.
С оценкой качества и перспективности волгоградских тракторов согласен и коммерческий директор компании «Маскио-Гаспардо Руссия» Николай Бойков.
— Отечественного производителя надо поддерживать. Я всегда говорил, что цвет лошади значения не имеет. А в данном случае «лошади» — тракторы Волгоградского тракторного — оказались на высоте, — отметил он, комментируя итог испытаний. — Мощная гидравлика — до пяти тонн — дает им возможность агрегатироваться с любым импортным навесным орудием.
ВТ уверенно ведут себя в транспортном положении, как вы видели, прекрасно сработали с измельчителем, со стерневым культиватором.
И я считаю, что точно такие же результаты они покажут с любым из орудий, которые здесь демонстрировались. Сменные гусеницы позволяют успешно использовать ВТ и на пропашных культурах, с пропашными сеялками, и на кукурузе, подсолнечнике, свекле… И если Волгоградский тракторный будет выпускать серийные машины такого же качества, как те, что мы увидели здесь, то я считаю, что их техника будет очень востребована.
Востребованность волгоградских тракторов можно оценить уже сегодня. Только в хозяйства Ростовской области в этом году будет поставлено 57 ВТ-150. А всего в регионы ЮФО планируется отправить более 300 таких машин. Продажи (в том числе лизинг и кредитование) волгоградских тракторов, как и другой выпускаемой холдингом сельхозтехники, обеспечивает широкая дилерская сеть «Агромашхолдинга». Кстати, среди его успешных дилеров и организаторы демонстрации техники в Грушевской — «Ростовагроснабсервис».
На прошедшем не так давно в Волгограде совещании руководителей агропромышленного комплекса ЮФО президент «Агромашхолдинга» Наталья Партасова отметила, что благодаря недавнему слиянию активов концерна «Тракторные заводы» и «Агромашхолдинга» в стране появилась крупнейшая компания среди отечественных корпораций данной сферы. Основная цель объединенного холдинга — предоставление широкой гаммы продукции, удовлетворяющей любые потребности аграриев, включая сервисное обслуживание и другие услуги. По ее мнению, бюджетное финансирование целевых программ по лизингу и кредитованию земледельцев, обеспечение сельхозпроизводителей надежной российской техникой, значительно ускорит техническое перевооружение российского села, уже начатое «Агромашхолдингом».
И как заявил заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Митин, программа развития российского сельскохозяйственного машиностроения, которую предлагает руководство нового объединенного холдинга, является очень ценной и перспективной для вывода из кризиса всего агропромышленного сектора и отражает основные тенденции и направления проводимой Минсельхозом России политики по реализации приоритетного проекта развития агропромышленного комплекса страны.