НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ:
Вице-премьер Медведев, ответственный в правительстве за национальные проекты, объявил, что эти проекты нуждаются не просто в уточнении, а в более глубокой проработке — для того, чтобы бюджетные деньги использовались по назначению и давали максимальный эффект.
Национальный проект «Качественное образование», на который выделены средства из госбюджета, явочным порядком переводится чиновниками на финансирование из кармана родителей.
Президент Путин в перерыве между государственными визитами устроил разнос своим министрам-экономистам: в этом году запланирована инфляция 8–9 %, а за первые два месяца она «выбрала» уже больше 4 %.
Премьер-министр Фрадков популярно объяснил недовольство Президента: или наши министры экономического блока планировать инфляцию вообще не умеют, или планировать ее умеют, но на выполнение планов никакого влияния оказать не могут. «Профнепригодность!» — сурово предупредил премьер-министр.
Разделяю и горячо поддерживаю позицию нашего руководства!
Министры-экономисты немедленно начинают демонстрировать профпригодность — министр Греф докладывает, что инфляцию в марте удалось взять за горло и удушить, а министр Кудрин — что ее вообще неправильно считают, по-другому считать надо. И если бы ее с самого начала правильно считали, тогда министру Грефу гораздо труднее было бы докладывать, что ее, мать-инфляцию, он в марте за горло взял и удушил.
…Пока министры спорят в телевизоре, приходит домой из профессионального училища сын и подает мне бумагу со словами: вот, классная велела передать, чтобы ты подписал, да побыстрее.
Читаю бумагу. Называется она «Дополнительное соглашение к договору номер такой-то от такого-то числа», то есть к договору на оказание платных образовательных услуг, который я должен был подписать при поступлении сына в училище. В нем предусматривалось, что вдобавок к сугубо строительной специальности, которую мой сын получит на основе государственного бюджетного финансирования, училище проведет с ним дополнительные занятия и даст ему дополнительную специальность — «Пользователь ПК». За отдельную дополнительную плату. Смысл его понятен как божий день — училищу нужна финансовая поддержка от родителей учащихся. Договор тот я, конечно, подписал.
И вот держу в руках «дополнительное соглашение…»
Читаю: «В связи с увеличением количества часов на втором курсе до 302 против запланированных ранее 130 часов… заключили настоящее соглашение о порядке расчетов за оказание платных образовательных услуг в 2006–2007 учебном году…» — и дальше три пункта. Первый: исполнитель (училище) обязан «выполнить учебный план подготовки по специальности «Оператор ЭВМ». Второй: заказчик (то есть я) обязан «своевременно вносить оплату за предоставленные услуги». И третий: «Заказчик оплачивает услуги, предусмотренные настоящим дополнительным соглашением в сумме такой-то (в сравнении с действующим между мною и училищем договором сумма увеличена в полтора раза. — Прим. авт.) в соответствии со сметой…». И все — дальше реквизиты и подписи сторон. Никакой сметы нет. Переворачиваю страницу: может быть, там смета? Нет, тоже пусто.
Я даже развеселился. Все содержание бумаги сводится к бесхитростному «дядя, дай еще денег».
Скажу честно, если бы сын принес дополнительное соглашение, в котором предусматривались бы дополнительные платные занятия по материаловедению, конструированию, технологии производства или еще чему-то, прямо связанному с той основной специальностью, которую мой сын в училище и получает, — подписал бы не задумываясь. Но не предлагает мне училище дополнительные занятия для сына по профилю его специальности. Предлагает просто платить больше. И причина какая-то безличная: «В связи с увеличением количества часов». Как будто они, эти учебные часы, сами собой взялись и размножились в количестве…
Через несколько дней замечаю, что идти утром на занятия сын мой явно не хочет. Просыпается неохотно, аппетита у него нет, то ли температуру, то ли вывих ноги у себя найти пытается. Спрашиваю: в чем дело, почему в училище идти не хочешь? Да, говорит сын, не хочу я идти на занятия, потому что классная меня загрызет. У всех в нашей группе родители уже подписали, я один остался, что мне классной говорить?
Иду в училище, нахожу директора, задаю вопрос: в чем, собственно, причина «увеличения количества часов»? Мне объясняют, что училище в клинче: денег не хватает, потому что компьютерный класс поставили, но оплата преподавателя в бюджете не предусмотрена… Выход один — увеличивать оплату по договору…
Вот и вся механика «национальных проектов» и разговоров про «национальные приоритеты». Ими, как футбольным финтом, директора училища загнали в угол и оставили один на один с родителями учащихся.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ», НА КОТОРЫЙ ВЫДЕЛЕНЫ СРЕДСТВА ИЗ ГОСБЮДЖЕТА, ЯВОЧНЫМ ПОРЯДКОМ ПЕРЕВОДИТСЯ ЧИНОВНИКАМИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ КАРМАНА РОДИТЕЛЕЙ.
Чтобы эти средства были использованы наиболее рациональным образом, — вспоминаю я слова в телевизоре, — будет определен список учебных заведений, которым выделят крупные гранты. «Эти гранты, — говорю я про себя с интонацией Михаила Михайловича Жванецкого, — нужно очень точно направить так, чтобы от них была получена максимальная отдача. Обратно».
«А что вам в министерстве говорят?» — спрашиваю я у директора.
«А говорят, что мы, как и все, живем в условиях рынка и должны учиться сами зарабатывать деньги» — отвечает мне директор.
Вот, думаю я, какие у нас профпригодные чиновники в министерстве образования! Их не нужно специально инструктировать о том, что им делать. Достаточно, чтобы они посмотрели те же самые телепередачи, которые смотрю я. Они «курс руководства» прямо с телеэкрана считывают, без переводчика.
Интересно, если внимательно присмотреться к какому-нибудь другому национальному проекту, например — «Здравоохранение», не найдем ли мы там ту же самую схему?
«...создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы. Этой программой будут охвачены несколько десятков вузов и тысячи школ страны. За этот же период еще как минимум 20 тысяч школ должны получить доступ к Интернету. К 2008 году количество таких школ должно составить более 30 тысяч — более половины всех школ Российской Федерации. При этом должны активно внедряться современные образовательные технологии, включая дистанционные программы обучения».
Из выступления Президента России В.В.Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, посвященной обсуждению приоритетных национальных проектов.