«ПРАВОТВОРЧЕСТВО — ЭТО СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА»

17/05/2006 - 21:29
Читать u-f.ru на

— Лариса Батрбековна, конструктивно ли, на ваш взгляд, складываются взаимоотношения между региональными парламентами и Государственной Думой РФ? Какова может быть в этом вопросе роль Южно-Российской парламентской ассоциации?
— Проблема, которую вы затронули, уже обозначалась на различных уровнях, причем не раз. Действительно, формирование единого правового пространства в Российской Федерации — задача очень сложная. Здесь оказывают свое влияние геополитические, территориальные, демографические, наконец, климатические особенности страны. Большое значение приобретает фактор временных затрат.
Все эти обстоятельства диктуют необходимость гармонизации правотворческой деятельности на федеральном уровне и на уровне субъектов. Механизм взаимодействия региональных законодательных и представительных органов власти с центром должен функционировать более оперативно, а главное, — продуктивно. Необходимо, чтобы актуальные предложения исходили не только в одностороннем порядке — от центра к регионам, но и от субъектов к центру.

Казалось бы, правильное понимание этой проблемы есть у всех, но ее решение продвигается крайне медленно. По-прежнему законодательные инициативы с мест не получают должной реакции в Государственной Думе РФ.
В частности, парламент РСО-Алания направлял свои предложения по принятию новых федеральных законов или внесению изменений в действующие акты по таким жизненно важным проблемам, как усиление борьбы с наркоманией, упорядочение игорного бизнеса, социальной поддержки семей, имеющих детей и т.п. Но, как видим, усилия наши пока не увенчались должным успехом.
Думаю, что потенциал Южно-Российской парламентской ассоциации в данном контексте не только не исчерпан, но и не востребован необходимым образом. А ведь сообща мы сможем существенно усилить акцентирование в постановке региональных проблем на федеральном уровне.

Визитная карточка
Лариса Батрбековна ХАБИЦОВА родилась в г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР.
Выпускница факультета иностранных языков Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Свой трудовой путь начала в 1973 году преподавателем английского языка в Северо-Осетинском медицинском училище. С 1975 года в течение длительного времени возглавляла комсомольские и партийные организации республики.
В 1990 была избрана председателем Владикавказского городского Совета народных депутатов.
До избрания депутатом парламента республики Лариса Хабицова с 1994-го по 1999 годы работала директором СКФ АКБ «Иронбанк».
С мая 1999 года является первым заместителем председателя парламента Республики Северная Осетия-Алания.
30 июня 2005 года избрана председателем парламента Республики Северная Осетия-Алания.
В декабре 2005 года награждена орденом Почета.
Замужем, имеет сына.

Вступление в силу закона о местном самоуправлении показало, что такие глобальные реформы нельзя проводить «усреднено», без учета местных и национальных особенностей, тем более в таком регионе, как Северный Кавказ. Какие проблемы вызывает проведение этой реформы в Северной Осетии?
— Полагаю, что скорее всего эти проблемы у всех одинаковы.
Правотворчество — это достаточно ответственная и серьезная работа. Кроме самого факта принятия того или иного законодательного акта, необходимо учитывать и механизм его реализации, и главное, насколько закон будет результативен.
Мы имеем уже примеры, когда вступившие в действие в 2005 году правовые акты вызывали или социальные волнения, или не подлежали выполнению в силу ряда объективных и субъективных причин. Подобная ситуация складывается и с реализацией закона о местном самоуправлении. Этим объясняются и переносы сроков введения в действие его отдельных статей, и не очень позитивные результаты его апробации в условиях пилотных проектов. Сейчас идет кропотливая постепенная работа по принятию необходимых для реализации этого федерального закона республиканских законодательных актов. Процесс проходит в тесном контакте депутатов парламента с представителями администраций местного самоуправления, совместно находятся наиболее приемлемые решения возникающих проблем и по разграничению полномочий, и по их финансовому обеспечению.
Лариса Батрбековна, парламент Северной Осетии Алании, в отличие от большинства законодательных органов субъектов федерации, вынужден много внимания уделять межгосударственным отношениям, что вызвано в первую очередь проблемами Южной Осетии. Прокомментируйте, пожалуйста, действия грузинских властей, явно стремящихся дестабилизировать обстановку по обе стороны Кавказского хребта. Что могут и что делают в этом направлении властные структуры Северной Осетии?
— Республика Северная Осетия — Алания не является субъектом международного права, но, как вы правильно заметили, мы вынуждены заниматься межгосударственными отношениями конкретно по Южной Осетии. Для нас имеет решающее значение, что за перевалом, в сложнейшей политической и экономической обстановке живут наши братья, абсолютное большинство которых имеют гражданство Российской Федерации. Мы объединены общими этническими, культурными, экономическими и, наконец, родственными связями. Мы оказываем всевозможную поддержку руководству Южной Осетии в вопросах выхода из непростой политической ситуации. Что касается действий грузинского руководства, то здесь, как говорится, комментарии излишни.
Во-первых, недопустимо свою неспособность выполнения предвыборных обещаний, данных народу Грузии, пытаться смягчить поиском внешних врагов или обострением внутриполитических проблем.
Во-вторых, Республика Южная Осетия уже пятнадцать лет живет в условиях жесткой блокады со стороны Грузии и довольно тесно интегрирована в социально-экономическую жизнь Республики Северная Осетия - Алания, а значит России.
И, наконец, не может не удивить воинствующая позиция наших грузинских коллег и лично спикера парламента Нино Бурджанадзе, которая выразила готовность отправить на войну даже собственного сына. Сейчас под собственные аплодисменты парламент Грузии принимает решение о выводе российских миротворцев, которые все эти годы были фактором мира и стабильности.
Я думаю, что у народа Грузии есть более благоприятная перспектива. На дворе двадцать первый век, есть масса иных цивилизованных путей разрешения конфликтных ситуаций.
А как складываются в республике взаимоотношения ветвей власти, в первую очередь законодательной и исполнительной?
— Взаимоотношения между различными ветвями власти в республике, на мой взгляд, носят конструктивный характер. У нас нет особых сложностей. В соответствии с Конституцией Республики Северная Осетия - Алания, каждый действует в пределах своей компетенции.
Я думаю, что непонятные ситуации возникают не между ветвями власти, а отдельными политиками, у которых нет стремления к взаимопониманию и сотрудничеству. Важнейшим приоритетом в работе необходимо считать добросовестное выполнение служебных обязанностей и следование букве закона в интересах дела.
В целом, у нас особых проблем сегодня не существует.
Лариса Батрбековна, как, на ваш взгляд, развиваются отношения между законодательными органами Северной Осетии Алании и соседних республик, как влияют они на баланс мира в регионе?
— К сожалению, отношения между законодателями Юга России оставляют желать лучшего. Потеряна имевшая место лет десять назад практика регулярных контактов на уровне руководителей парламентов, по горизонтали - на уровне смежных комитетов и т.д.
Депутаты как выразители интересов избирателей имеют огромные возможности оказания позитивного влияния на общественно-политическую и морально-психологическую обстановку в регионе, но этот потенциал зачастую используется сугубо в пределах одного субъекта. Мы можем передать друг другу немало ценного опыта, который накопился за время становления нового российского регионального парламентаризма. Надеюсь, что такое желание возникает и у наших коллег — депутатов законодательных и представительных органов власти Северного Кавказа.
Спасибо за откровенные ответы. С праздником вас!

Автор: Сергей САХАРКОВ