ВОССТАНОВИТЬ ДОВЕРИЕ НАРОДА
По его мнению, новый состав правительства Дагестана является наиболее оптимальным. Он, как заявил М. Алиев, «формировался не на основе моей или председателя правительства фантазий, а на основе системы полномочий, возложенных на субъекты Российской Федерации». Есть указ Президента РФ, который четко разделяет, какими вопросами должны заниматься федеральный центр, субъекты РФ и какими муниципальные образования.
Все это, как считает М. Алиев, только начало административной реформы в республике. Проблемы общественно-политической и социально-экономической жизни Дагестана упираются в вопросы эффективности государственного управления. Между тем, подчеркнул он, качество управления, уровень профессиональной подготовки управленческих кадров и их нравственных качеств являются главной причиной удач или поражений в работе органов государственной власти.
Первоочередной задачей президент республики считает необходимость уже сейчас приступить к формированию республиканского бюджета на 2007 год. «Я бы хотел, — заявил он, — чтобы министерство финансов, министерство экономики Дагестана и все остальные поняли, что нельзя откладывать этот вопрос на конец года, так как при принятии бюджета возникает много вопросов». Он напомнил, что в минувшем году едва успели принять законы, необходимые для утверждения бюджета на 2006 год. Это привело к тому, что с ними не успели ознакомиться многие главы муниципальных образований, руководители республиканских министерств и ведомств. Из-за этого после принятия закона «О республиканском бюджете РД на 2006 год» в массовом порядке стали поступать письма с жалобами на то, что не хватает средств на содержание школ, детских дошкольных учреждений и т. д. Значительная часть этих писем, отметил М. Алиев, по существу правильная.
Второй важный вопрос, заявил М. Г. Алиев, — понять, что представляет собой экономика республики. Сегодня, по его мнению, она представляет своего рода загадку. С одной стороны, экономика развивается высокими темпами, а с другой — не растут сопутствующие показатели: налоги, прибыли, заработная плата на предприятиях и многое другое. В результате такого «роста» Дагестан почему-то откатывается назад по сравнению с другими субъектами РФ. Возникает много вопросов, в том числе, почему в республике уровень заработной платы на производстве в два раза ниже, чем в бюджетной сфере. Такая странная, а точнее, неэффективная экономика Дагестана обусловлена неэффективностью инвестиционной и бюджетной политики, управления имуществом. Никто не против высоких темпов развития, наоборот, развиваться надо, заметил М. Алиев. Но вместе с тем, надо разобраться с такой системой статистической отчетности, которая на уровне республики показывает рост темпов экономики, создание новых рабочих мест, снижение уровня бедности, а на уровне городов и районов этого не видно.
Еще один серьезный вопрос — это реформирование муниципальных образований. Оно, как отметил глава республики, идет плохо. С трудом в муниципальных образованиях были приняты необходимые нормативно-правовые акты, но так и неясно, всюду ли приняты местные бюджеты. Вопросы есть и по их налоговой базе, и по тому, насколько компетентны местные управленческие кадры, как руководители на местах разбираются в своих полномочиях, и по многим другим темам. Этим всем еще много предстоит заниматься.
В вопросах земельных и имущественных отношений в республике, считает президент Дагестана, царит, по сути, хаос. Министерству имущественных и земельных отношений РД необходимо уточнить реестр республиканской собственности, выяснить, кто и как ее использует. Сегодня, подчеркнул М. Алиев, пользуясь неразберихой, главы муниципальных образований направо и налево раздают, продают земли, злоупотребляя своим положением, и этому безобразию надо положить конец,
Остановившись на реформе образования, М. Алиев отметил, что сегодня политика федерального центра состоит в том, чтобы все больше передавать вузы, средние специальные учебные заведения и профтехучилища на баланс субъектов РФ. Однако содержать все эти учебные заведения за счет республики невозможно. В связи с этим мы должны разобраться в большом количестве вузов, появившихся в последнее время, а также с тем, сколько и каких специалистов нужно для республики. Сейчас токари, фрезеровщики, операторы республике нужны больше, чем различные академики, поэтому надо пересмотреть систему подготовки кадров. При этом, предупредил он, нельзя повторять ошибок, подобных приватизации детских дошкольных учреждений, когда большинство принадлежащих предприятиям детсадов было приватизировано, а сейчас едва ли один — два новых детсада открывается в год.
Говоря о реализации приоритетных национальных проектов в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства и строительства жилья, М. Алиев отметил, что это хороший шанс использовать помощь государства для развития экономической и социальной сферы республики, особенно подсобным хозяйствам, фермерам и сельскохозяйственным кооперативам.
Серьезным он назвал вопрос и об открытости правительства Республики Дагестан перед обществом. За исключением специальных решений, связанных с обеспечением безопасности, все предпринимаемые действия правительства должны быть известны и понятны народу. Общество должно знать, как используются деньги, чтобы не было спекуляций в адрес властных структур.
— Мы должны восстановить обратную связь с народом, восстановить его доверие к себе, чтобы можно было сказать: это наше правительство, а не корпорация людей, удовлетворяющих личные интересы, — заявил Муху. Алиев.