«В ДЕЛЬТЕ ВОЛГИ ЛЮДИ ПРИВЫКЛИ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ДВОРЫ ОТ ПАВОДКА»

17/05/2006 - 21:29
Читать u-f.ru на

Визитная карточка
Константин Алексеевич МАРКЕЛОВ родился 16 июня 1962 года в Астраханской области. В 1984 году окончил Астраханский государственный педагогический институт, в 1993 году — Российскую академию управления, в 1995 году — Российскую академию госслужбы при Президенте РФ.
В 1984 — 1989 годах преподавал в общеобразовательных школах.
В 1991 — 1997-м возглавлял Комитет по делам молодежи администрации Астраханской области. 
В 1997 — 2001 годах руководил Лицензионной палатой администрации Астраханской области. 
С февраля 2001-го по февраль 2005 года занимал должность представителя администрации Астраханской области в Совете Федерации ФС РФ.
В феврале 2005 года был назначен председателем правительства Астраханской области. 

— Константин Алексеевич, каковы прогнозы специалистов в отношении паводка в астраханском регионе этой весной? Чем он будет отличаться от прошлогоднего?
— Согласно прогнозам, которые дают нам сегодня специалисты федеральных органов контроля, предстоящий весенний паводок в Астраханской области будет ниже среднего уровня. Но мы - люди в этих делах опытные, и прогнозам верим с большим процентом допущения. Как правило, прогнозы паводка резко меняются по мере обострения ситуации в центре России, что мы сейчас и видим. Хотя сегодня запасы воды в водохранилищах достаточно низкие и позволяют провести паводок более или менее стабильно. В то же время работу по подготовке к паводку мы ведем не меньшую, чем в прошлом году. А тогда в Астраханской области паводок был серьезный, и мы имели проблемы с подтоплением ряда территорий. В основном это произошло по вине органов местного самоуправления — там, где плохо подготовились к пропуску паводковых вод.
— Выплачивались ли компенсации пострадавшим от паводка прошлого года?
— В прошлом году такая работа велась в рамках местного и областного бюджетов. Туда заложены средства на чрезвычайные ситуации — порядка десяти миллионов рублей. При более сложных ситуациях мы будем находить другие источники.
— Как сегодня власти готовятся к паводку, какие уроки извлекают из прошлогодней ситуации?
— У нас есть целый ряд населенных пунктов, где так называемые шутихи подмывают берег. Угроза существует весь год и, естественно, усиливается во время паводка. Эти объекты определены, проинспектированы чрезвычайной противопаводковой комиссией. И сегодня подготовка к пропуску паводковых вод идет в плановом порядке. Одно из таких сел — Замьяны. Я недавно там был и видел, что ситуация серьезная, берег подмывается, вода подходит к дворам. Порядка десяти дворов требуют отселения. Мы сейчас такую работу ведем, выделяем средства для приобретения и строительства жилья. В черте города Астрахани в прошлом году на реке Малая Дарма были подтоплены дома. Их построили на традиционных местах подтоплений, не заливавшихся при низких паводках прошлых лет, - там, где нельзя было этого делать. Сегодня есть федеральная программа по углублению этой реки. Работы начаты.
Уже состоялось несколько заседаний и чрезвычайной противопаводковой комиссии при правительстве Астраханской области и районных комиссий. Все они действуют активно. Там, где необходимо, выделяем средства из бюджета области. На проведение противопаводковых мероприятий (в частности на заработную плату занятым на берегоукреплении) и на приобретение мешкотары для ликвидации аварийных прорывов воды из областного бюджета будет выделено 1190 тысяч рублей. Сейчас пока работы в основном идут за счет средств местного самоуправления. Готовим все службы к действиям в чрезвычайных ситуациях. У нас эта система отработана, взаимодействие всех служб очень четкое.
— О взаимодействии. Есть ли проблема разграничения полномочий при борьбе с паводком?
— В Астраханской области такой проблемы нет. С органами местного самоуправления у нас взаимопонимание, тем более что в рамках деятельности комиссии по чрезвычайным ситуациям, председателем которой я являюсь, нам дано право принимать решения, имеющие юридическую силу в отношении любого органа местного самоуправления и любого юридического лица. В случаях, когда возникает необходимость, мы этим пользуемся. По разграничению полномочий, повторяю, проблем нет. Проблемы связаны с финансами. Органы местного самоуправления хотели бы получить на профилактические мероприятия больше средств из областного бюджета. Но в нем средства предусмотрены как раз на чрезвычайные ситуации. Поэтому плановые вопросы — это вопросы местного самоуправления.
— Главы районов хотят под «большую воду» просто получить деньги...
— И такое есть. В прошлом году мы сталкивались с тем, что сметы, которые представлялись по ряду объектов берегоукрепления, превышали необходимые затраты в разы. Такие сметы на веру не принимаем и даем столько, сколько необходимо. У нас есть соответствующие специалисты, которые изучают акты, готовят заключения комиссий — есть чрезвычайная ситуация или ее нет и вмешательство на уровне области не требуется.
Точно такие же требования к нам предъявляют и на федеральном уровне. Мы плотно контактируем с федеральным агентством по водным ресурсам, с Министерством по чрезвычайным ситуациям, регулярно снабжаем друг друга информацией. Уже есть графики пропуска паводковых вод, и мы ориентировочно сравниваем их с тем, что было в прошлом году и в 2001-м, при очень сложной паводковой ситуации. Надеемся, что неожиданных породных разворотов не будет. К тому, что пока прогнозируют специалисты, мы готовы.
— Еще об уроках прошлогоднего паводка. Были ли факты разбазаривания бюджетных средств, направленных на противопаводковые мероприятия?
— Разбазаривания не было, но были факты непринятия должностными лицами необходимых мер. По этому поводу мы ходатайствовали перед прокуратурой. Она очень оперативно реагировала. Делала официальные предупреждения нерадивым руководителям, в некоторых случаях даже возбуждала уголовные дела. Так, мы вскрыли конкретные нарушения технологических режимов при строительстве береговых укреплений, дамб, переходов через дороги. Например, в одном месте была построена дорога, а трубу под ней, где должна проходить вода, заложили на таком уровне, что даже при высоком уровне паводка вода ее не достигала. То есть либо проектировщики, либо строители сработали недобросовестно. Естественно, были разбирательства, пришлось объект переделывать, а людям — отвечать.
— Мы говорим об отношении к паводку властей. А что же жители Астраханской области? Как они откликались на призывы губернатора не только кивать на власть, но и самим защищать от воды свои дома и дворы?
— Астраханцы активно откликаются на такие обращения органов государственной власти. В прошлом году мы раздавали специально сшитые полиэтиленовые мешки, подвозили землю. Люди этими мешками укрепляли берега, сами делали так называемые забойки. Мы подключали лесхозы, которые разрешали вырубку прутьев для берегоукрепления. Использовали камыш, чакан. В противопаводковых мероприятиях у нас очень активно участвовали общественные организации — ветеранские, молодежные. Были примеры, когда эти организации работали в особо опасных местах в городе Астрахани — в субботу, в воскресенье выходили на берегоукрепление. Каких-то протестов, даже локальных, мы не видели. Потому что люди в дельте Волги привыкли, что вода весной в любом случае разливается, и каждому необходимо защитить свой двор. Сельчане и горожане работали на совесть, за что мы их поблагодарили.

Автор: Сергей САХАРКОВ