СЕРЬЕЗНЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ
НА НЕМ ОБСУЖДАЛИСЬ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ. КОНСТАТИРОВАВ, ЧТО ЭТАП ПОДГОТОВКИ И ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ЗАВЕРШЕН, УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ ОТМЕТИЛИ ОПЕРАТИВНОСТЬ И ВЫСОКУЮ АКТИВНОСТЬ РАБОТЫ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ, БИЗНЕСА, БАНКОВ, ЛИЗИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЗАЯВКИ ПОСТУПИЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ИЗ ВСЕХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ, ПРИЧЕМ ИХ ОБЩАЯ СУММА ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВЫСИЛА ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ АПК СРЕДСТВА. ДОКУМЕНТЫ НА УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕДСТАВИЛА И ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. О ТОМ, КАКАЯ РАБОТА ЭТОМУ ПРЕДШЕСТВОВАЛА, ЧТО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ, А ГЛАВНОЕ, ЧТО ДАСТ РЕГИОНУ ЭТОТ ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — ОБ ЭТОМ НАША БЕСЕДА С ГЛАВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НИКОЛАЕМ КИРИЛЛОВИЧЕМ МАКСЮТОЙ.
— Как известно, программа приоритетных национальных проектов была сформулирована Владимиром Владимировичем Путиным 5 сентября 2005 года на расширенном совещании с членами Правительства РФ, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета, где Президент определил конкретные пути социальной политики страны до 2008 года. В качестве приоритетных направлений глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, возложив координацию по реализации национальных проектов на Правительство РФ. Общая сумма расходов, предусмотренных на национальные проекты, составит более 160 млрд рублей. В частности, в текущем году на здравоохранение будет направлено 62,6 млрд рублей, на образование — 30,8 млрд рублей, на программу «Доступное жилье» — 21,9 млрд рублей и на развитие агропромышленного комплекса — более 14,2 млрд рублей. Контроль за реализацией проектов будет вести созданный 21 октября 2005 прошлого года Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и Контрольное управление Президента.
— Внутри национального проекта «Развитие АПК» каким направлениям отдано предпочтение?
— Приоритетными названы два — ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Дело в том, что, несмотря на имеющиеся тенденции к стабилизации в развитии сельского хозяйства, в животноводстве страны сохраняются явления, ведущие к сокращению поголовья скота и сохранению импортозависимости страны по мясу. Сегодня доля импортного мяса и мясопродуктов в общем объеме формирования товарных ресурсов на внутреннем рынке страны составляет 35,4 процента, а за период с 1991-го по 2004 г. поголовье КРС сократилось в России с 57 до 23,1 млн голов, свиней — с 38,3 млн до 14,2 млн голов. Животноводство как отрасль в целом остается нерентабельным.
Крайне сложным остается финансовое состояние большинства предприятий животноводческой отрасли. Из-за отсутствия финансовых ресурсов хозяйства не могут приобретать современные машины и оборудование, применять эффективные технологии, вести селекционную работу и т.д. Животноводческие комплексы оснащены морально устаревшей техникой, износ которой свыше 80 %, что в сочетании с низким уровнем ее технического обслуживания и эксплуатации приводит к нарушению технологических режимов содержания и кормления животных, и, соответственно, к ухудшению производственных показателей.
Программа «Ускоренное развитие животноводства» предусматривает к 2008 году увеличить производство мяса на 7 %, молока на 4,5 %, модернизировать до 12 % животноводческих комплексов, закупить 370 комплектов современного высокопроизводительного оборудования для животноводческих комплексов и до 360 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупно рогатого скота, свиней и овец. Намечено также субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, поставку по лизингу техники, оборудования для животноводства, племенного скота. Общая сумма привлеченных кредитов составит около 40 млрд рублей. Для технологического перевооружения животноводческих предприятий и закупки племенного скота в 2006-2007 гг. предусмотрено выделение бюджетных средств на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в сумме 8 млрд рублей. Условия поставок по лизингу машиностроительной продукции и племенного скота будут льготными.
Кроме того, предусматривается усовершенствовать налоговое и таможенно-тарифное регулирование. Так, с целью повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции отечественного производства планируется, в частности, отменить ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов, осуществить меры по ограничению импорта сельскохозяйственной продукции из Украины, а также сухого молока и сливочного масла из Беларуси и т.д.
Следующее направление, на которое будет обращаться особое внимание — стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК. В настоящее время в стране насчитывается около 16 млн сельских домохозяйств, ориентированных как на самообеспечение, так и на товарное производство сельхозпродукции. В ЛПХ производится около 92 % картофеля, 80 % овощей, 53 % мяса, более 52 % молока и 27 % яиц. Кроме того, в России насчитывается свыше 260 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, которые производят около 6 % всей валовой продукции сельского хозяйства. Такие результаты достигнуты за счет резкого наращивания объемов тяжелого, неквалифицированного ручного труда и ограниченного использования техники, кормов, удобрений, а также услуг коллективных хозяйств. Без существенной поддержки со стороны государства создание устойчивой и конкурентоспособной системы на селе невозможно. Цель программы — добиться увеличения объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования за счет расширения им доступа к заемным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам.
Субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным ЛПХ, КФХ, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами за счет федерального бюджета будет производиться в размере 95 % ставки рефинансирования Банка России, а 5 % — за счет бюджетов субъектов. Хочу подчеркнуть, что это не значит, что предоставление кредитов будет полностью беспроцентным. Поскольку прохождение денег пойдет через систему коммерческих банков и, возможно, кредитных учреждений, то их услуги повлекут за собой определенные затраты. Предельные объемы предоставления кредитов с государственной поддержкой для ЛПХ составят до 300 тыс.руб., для КФХ — до 3 млн руб. и сельских кредитных потребительских кооперативов — до 10 млн рублей. Из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ планируется направить в 2006 году 2,9 млрд рублей и в 2007 году — 3,67 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие производства сельскохозяйственной продукции ЛПХ, КФХ и создаваемыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Запланированный объем субсидирования процентных ставок позволит привлекать ежегодно до 20 млрд рублей кредитов коммерческих банков.
Кроме того, проектом предусматривается создать в 2006-2007 гг. 1000 заготовительных снабженческо-сбытовых кооперативов и 550 производственных кооперативов по первичной переработке животноводческой продукции.
— Николай Кириллович, а предусматривает ли проект «Развитие АПК» обеспечение товаропро
изводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения?
— Ранее системы земельно-ипотечного кредитования не существовало. В 2005 году в ОАО «Россельхозбанк» начата работа по проекту создания этой системы. В связи с этим предусматривается расширение доступа к кредитным ресурсам на основе земельной ипотеки для пяти тысяч хозяйств со средним наделом земли 100 га. Предстоит сформировать инфраструктуру земельно-ипотечной системы, в том числе и земельно-ипотечного агентства с поэтапным созданием филиальной сети по федеральным округам Российской Федерации. Для этих целей планируется направить из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» в 2006 году 3,7 млрд рублей, в 2007 году — 5,7 млрд рублей. Кстати, вместе с другими документами и заявками в Москву в Минсельхоз нами направлены предложения по реализации в области пилотного проекта по земельно-ипотечному кредитованию четырнадцати КФХ с наделом земли до 100 га, общая потребность в кредитах которых составляет 12 155 тыс. рублей.
— Я так полагаю, что это только часть работы, проделанной в этом направлении областной администрацией?
— Действительно. Вначале нами было принято постановление администрации Волгоградской области № 1237 «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также образована комиссия по его исполнению и утверждено положение о ней. Затем утвержден план мероприятий по реализации проекта «Развитие АПК» в Волгоградской области. Проведено несколько заседаний комиссии, на которых разработаны конкретные механизмы его исполнения, утверждены рабочие группы по направлениям деятельности. Кроме того, были рассмотрены, одобрены и затем представлены в Минсельхоз РФ плановые целевые показатели реализации приоритетного национального проекта в регионе, а также перечень крупных инвестиционных проектов по строительству и реконструкции семи животноводческих комплексов по молочному производству крупного рогатого скота, пяти свиноводческих комплексов, двух птицефабрик. Для реализации только этих проектов потребуется 2 млрд 923 млн рублей.
— Какие финансовые средства в рамках национального проекта «Развитие АПК» можно привлечь в регион?
— Общая сумма кредитов, которые можно привлечь по приоритетному национальному проекту АПК на развитие сельского хозяйства Волгоградской области, составляет 8,5 млрд рублей. Она включает в себя льготные кредиты, субсидированные кредиты в коммерческих банках, кредиты по лизингу и т.д. Так, в соответствии с произведенными расчетами потребности Волгоградской области на 2006 год в субсидиях на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (объем — 2642,7 млн руб.) составляют 185,3 млн рублей.
Что же касается потребности малых форм хозяйствования АПК области в коммерческих кредитах в 2006-2007 гг., то она составляет 900 млн рублей и в соответствии с этим потребность в субсидировании процентных ставок по данным кредитам определена в размере 95,8 млн рублей.
Предложения региона по объемам поставок ОАО «Росагролизинг» племенной продукции, техники и оборудования для животноводства на условиях финансовой аренды ( лизинг) на 2006 год составляют 16 047 голов КРС на сумму 965,8 млн рублей, 30 364 голов свиней на сумму 303,6 млн рублей. Техники и оборудования для модернизации и технического перевооружения животноводческих ферм и комплексов на сумму 2451,9 млн рублей.
Надо отметить, что в области уделяется должное внимание стимулированию развития малых форм хозяйствования в АПК. Так, в регионе функционируют 68 кредитных кооперативов и 45 представительств. Их потребность в кредитных ресурсах «Россельхозбанка» определена в размере 200 млн рублей ежегодно как в 2006-м, так и в 2007 годах. Помимо этого в области организовано 47 сельскохозяйственных потребительских кооперативов по комплексному обслуживанию населения, и в течение двух лет будет создано еще 50 потребительских кооперативов. Кроме того, сегодня стоит задача создания в регионе сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов, которые обеспечат реализацию зерна, молока, мяса, производимых в ЛПХ и КФХ.
— Но ведь в отличие от других регионов Волгоградская область уже имеет хорошо развитую сеть сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, это обстоятельство сыграет какую-нибудь роль?
— Да, конечно. Волгоградская область станет первым регионом России, где на этой базе будет отработан механизм реализации одного из приоритетных направлений национального проекта «Развитие АПК» — программы «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».
Последние пять лет руководство ОАО «Россельхозбанк» внимательно наблюдало за развитием кредитной кооперации в Волгоградской области. И после тщательного анализа, детального знакомства с работой ряда кооперативов, приняло решение о начале кредитования в Волгоградской области малого бизнеса на селе уже с февраля нынешнего года. Для этих целей ОАО «Россельхозбанк» откроет кредитную линию на десять миллионов рублей для размещения их в четырех кредитных потребительских кооперативах области, а затем проведет аккредитацию в ОАО «Россельхозбанк» остальных участников пилотной программы. Для обеспечения возвратности выделяемых средств банк готов войти в состав кредитных кооперативов в качестве ассоциированного члена.
По предварительным данным, согласно поданной администрацией Волгоградской области заявке, потребность в 2006 году субъектов малого агробизнеса Волгоградской области в кредитах составит: по ЛПХ — 100 млн рублей, КФХ — 200 млн руб., заготовительным и снабженческим кооперативам — 87,9 млн руб., сельскохозяйственным перерабатывающим кооперативам — 242,6 млн руб. и кредитным кооперативам — 200 млн руб.
Поскольку кредитные ресурсы, направляемые государством на поддержку ЛПХ и крестьянских (фермерских) хозяйств, будут носить льготный и адресный характер, они должны быть строго целевыми. Для этого с банком будет согласована форма отчетности по использованию кредитов. Кроме того, принято решение создать рабочую группу для подготовки и реализации в Волгоградской области пилотного проекта, включив в ее состав представителей ОАО «Россельхозбанк», Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, Комитета экономики администрации Волгоградской области, кредитных кооперативов и ученых ВГСХА.
— Итак, заявки Волгоградской области отправлены в Москву, им вскоре предстоит пройти жесткий отбор, а есть ли гарантии, что деньги, которые будут на них выделены, потратят по назначению?
— Основными принципами реализации национальных проектов являются открытость, прозрачность и организация сквозного контроля. Последнее хочу подчеркнуть особо. В профильных федеральных министерствах, как и в субъектах, созданы сетевые графики по реализации проектов, в которых обозначены целевые и контрольные показатели, объемы и сроки финансирования. Планируется также направить в регионы формы отчетности и порядка предоставления оперативной информации по их реализации, а также электронную версию контроля, позволяющую отслеживать отдельные показатели в режиме реального времени. Сформировать единую систему управления по каждому национальному проекту, включая планирование, контроль и организацию работы на уровне субъектов федерации и муниципальных образований — масштабная задача. И решить ее можно лишь совместными действиями всех органов государственной власти и местного самоуправления.
В этой связи напомню слова Президента России Владимира Путина: «Все должно быть организовано самым рациональным и самым современным способом, чтобы ни одна копейка не ушла. Одновременно с реализацией проектов следует начать мониторинг уже проводимых первоочередных мероприятий. И здесь важнейший вопрос — контроль за целевым использованием. Эффективность работы над проектами станет своего рода одним из важнейших крите
риев оценки власти на местах».