«БОЛЕЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНО ИГРАТЬ ОБЩЕСТВО»
Управление учреждений образования Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации рассмотрело материал нештатного корреспондента вашей газеты Е. Багрыч «Наше образование сегодня не готово решать экономические задачи» (см. «Ю.Ф.» № 42 за 9-15 ноября 2005 г. — ред.), и сообщает следующее.
Проблемы, поднятые в статье Е. Багрыч — коммерциализация образования, проблемы трудоустройства выпускников, подготовка специалистов по наиболее важным для экономики страны профессиональным образовательным программам и т.п., — постоянно находятся в центре внимания Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию.
В принятых в последние годы документах: «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-г); «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (одобрены Правительством Российской Федерации 9 декабря 2004 года, протокол № 47 раздел 1); «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)» и «Плане действий Правительства Российской Федерации по реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) в 2005 году», ставятся задачи внедрения в систему образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся в системе образования ресурсов, повышения качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, а также привлечения в образовательные учреждения инвестиций и конкурентоспособных высококвалифицированных кадров.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2005 № 250 утвердил сетевой план по реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования. Планом предусматривается поэтапное (в течение 2005-2007 годов) решение вышеуказанных задач в сфере образования.
Согласно пунктам 3 и 5 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 № 122-ФЗ) государство считает недопустимым ограничения прав граждан на получение высшего профессионального образования. При наличии в стране массового спроса на высшее профессиональное образование, коммерческие формы его получения неизбежны. При этом, по данным Федерального агентства по образованию, в 2005/2006 учебном году в высшие учебные заведения страны на бюджет по очной форме обучения было принято 56 процентов абитуриентов от числа всех поступивших в вузы.
В ближайшее время планируется внедрить новые механизмы финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого финансирования, что позволит предоставлять образовательные субсидии студентам (это особенно важно для малообеспеченных семей), готовить специалистов по заявкам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, создать механизм закрепления квалифицированных кадров.
Для формирования государственного заказа на подготовку специалистов планируется в большей степени привлекать работодателей. Кроме того, работодателям будет предоставлено право участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, в контроле качества и содержания профессионального образования, в формировании адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов. Высшие учебные заведения, таким образом, будут в большей степени ориентированы на запросы рынка труда.
Вместе с тем значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы общественной поддержки и контроля. Предложения по изменению ситуации в российском образовании широко обсуждаются в последнее время научной и педагогической общественностью в высших учебных заведениях, средствах массовой информации. Реализация планов модернизации российского образования позволит решить многие назревшие проблемы высшей школы страны.
Более подробную информацию о планах модернизации российского образования можно найти на сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru