«ДЕРЕВО» ОТ «ДЕЛОВОЙ РОССИИ»
На состоявшемся в офисе Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации (РРО ООО) «Деловая Россия» «круглом столе» на тему «Роль бизнеса в реализации приоритетных национальных проектов: образование» бизнесмены предложили новый общественно-профессиональный механизм контроля и оценки качества профессионального образования в России — независимый «ДЕловой РЕйтинг Высшего Образования» («ДЕРЕВО»). Именно к этому проекту бизнесмены проявили повышенное внимание неслучайно. Ведь председателя Общероссийской организации «Деловая Россия» Бориса Титова Президент РФ Владимир Путин утвердил заместителем председателя межведомственной рабочей группы по приоритетному нацпроекту «Образование» (председателем назначен министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко).
Как рассказал специально прибывший на заседание «круглого стола» из Москвы член Генерального совета «Деловой России» — председатель совета по профессиональному и бизнес-образованию Николай БРУСНИКИН, «ДЕРЕВО» представляет собой принципиально новый для России подход к оценке деятельности вузов, построенный на основе анализа основного международного опыта подготовки специалистов, который, опираясь на теоретически обоснованную позицию, основывается на взаимодополняющих источниках информации, отражает предпочтения и запросы работодателей, учитывая при этом российские методики построения рейтингов вузов.
Анализируя нынешние подходы к рейтингованию учебных заведений, Н. Брусникин пришел к выводу, что они, как правило, базируются на потенциале и ресурсной базе самих вузов, условиях «на выходе», а также анализе «процесса» обучения. Однако, на взгляд «Деловой России», ключевой является именно оценка «результата» деятельности образовательных учреждений, и только оценка такого результата действительно может свидетельствовать об эффективности вуза.
На взгляд «Деловой России», обучение в вузе дает выпускнику знания и навыки (общие — например, умение грамотно формулировать предлагаемые решения, и специальные, относящиеся непосредственно к области полученной профессиональной подготовки), а также социальные связи. Именно эти представления и ложатся в основу теоретической схемы предлагаемого подхода к рейтингованию, определяющей группы показателей, характеризующих результаты деятельности вуза.
В основу рейтинга «Деловой Россией» «ДЕРЕВО» положены такие группы показателей, как карьера выпускника, востребованность выпускника вуза у работодателей, усилия вуза по обеспечению качества подготовки и оценка ее результатов.
Как же, по Брусникину, должен строиться такой рейтинг вуза? Во-первых, это определение места вуза по каждому из показателей. Во-вторых, подготовка промежуточных рейтингов (положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда; оплата их труда; востребованность у работодателей, оценка результата подготовки). Далее по всем этим показателям рассчитываются интегральные позиции вузов. В ходе подготовки рейтинга предусматриваются три последовательных этапа информации: опрос молодых специалистов и сотрудников кадровых служб 400 ведущих российских компаний (рейтинг журнала «Эксперт»), анализ данных кадровых агентств и вузов.
По мнению «Деловой России», отличия системы «ДЕРЕВО» от существующих аналогов в том, что она сфокусирована на основном «продукте» системы высшего образования — востребованных в наиболее крупных и влиятельных кампаниях молодых специалистах, делает акцент на результатах процесса вузовского обучения, а также позволяет выявить и учесть лучшие практики организации подготовки молодых специалистов.
Замечу здесь, что Николай Юрьевич Брусникин — кандидат экономических наук. Он окончил Тольяттинский политехнический институт по специальности инженер-технолог и получил второе высшее образование в Дипломатической академии МИД РФ по специальности «мировая экономика». Был первым заместителем главы администрации города Тольятти, народным депутатом РФ, депутатом Госдумы России, ныне работает в должности первого заместителя председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы».
Открыл же заседание «круглого стола» председатель совета РРО ООО «Деловая Россия» Геннадий Ференчук. В обсуждении темы участвовали министр общего и профессионального образования Ростовской области Леонид Ковалев, ректоры ростовских вузов Виктор Шумейко (депутат Законодательного собрания области), Владимир Золотарев, Владимир Гапонов, Элина Лисс, другие работники образования, представитель Торгово-промышленной палаты РО Алексей Кобилев, бизнесмены — члены Ростовского регионального отделения «Деловой России».
В принятой участниками «круглого стола» резолюции подчеркивалось, что успешная реализация приоритетных национальных проектов, обозначенных Президентом РФ Владимиром Путиным, является одним из ключевых факторов развития российской экономики, ее перехода от сырьевой модели к инновационной посредством становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, сельского хозяйства, социальной сферы.
В ходе обсуждения темы «круглого стола» констатировалась потребность в системных изменениях функционирования российского образования. Приоритетными названы задачи участия бизнеса в формировании заказа и оценке качества профобразования, становления современных подходов к управлению в его системе, развития институтов гражданского общества в сфере образования.
Для претворения в жизнь приоритетных нацпроектов, отмечено в резолюции, требуется значительная трансформация нынешнего подхода к подготовке кадров. В этой связи активное участие бизнеса в реализации проекта «Образование» оценивается как в высшей степени актуальное и значимое. Достижение целей, сформулированных в рамках этого проекта, требует дополнительных мероприятий по объединению и координации усилий государства, общества, работодателей, самой системы образования. При этом необходимо, чтобы органы власти выполняли координирующую функцию в вопросах реализации проекта.
Одной из значимых проблем российской системы профессионального образования является закрытость ее деятельности. Отсутствие прозрачности функционирования образовательных учреждений как для непосредственных потребителей (учащихся и родителей) и широкой общественности, так и для бизнеса, который выступает и получателем «продукта» (работодатель), и потенциальным инвестором. В связи с этим «Деловая Россия» инициировала и реализует проект «ДЕРЕВО», в основе которого лежит новый для России подход к оценке деятельности вузов по «результату». Для успешной реализации проекта принципиальным является активное участие вузов и их готовность представлять информацию, а также разработка Министерством образования и науки РФ механизмов использования результатов рейтингования в управлении системой профессионального образования.
Сегодня широкое распространение получили созданные компаниями собственные корпоративные образовательные программы. При этом зачастую роль корпоративного образования выходит за рамки подготовки и повышения квалификации управленцев. Бизнесмены начинают осознавать важность корпоративной подготовки на уровне начального и среднего профессионального образования. Ему может поспособствовать более тесное сотрудничество и взаимодействие с традиционной системой профобразования не только на макро-, но и на микроуровне (создание корпоративных образовательных центров на базе существующих учебных заведений, непосредственное взаимодействие вузов и работодателей, программы корпоративного обучения, создание творческих мастерских и т.д.). Кроме того, необходимо решить вопросы законодательно-нормативного регулирования корпоративного образования.
И еще. Логика приоритетных направлений развития системы образования в России и анализ нынешней ситуации требуют включения представителей бизнес-сообщества и общественных организаций как института гражданского общества в образовательную среду по различным аспектам
ее работы. При этом роль работодателей и общественных организаций на поле образования необходимо перевести на качественно новый уровень. Это особенно важно сегодня для учреждений начального и среднего профобразования, переданных в ведение регионов.