СТРОИТЬ — БОЛЬШЕ, КРЕДИТОВАТЬ — ПРОЩЕ
Самым ожидаемым с уверенностью можно считать национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
О том, что в Калмыкии реализация национального проекта будет проходить в очень трудных условиях, можно было предположить с самого начала. В конце минувшего года эта озабоченность прозвучала на официальном уровне — на заседании правительства РК в выступлении вице-премьера — министра территориального развития Олега Кичикова.
Министерством строительства и архитектуры РК уже определены следующие конкретные цифры объема ввода жилья на территории РК: 53 тысячи квадратных метров в 2006 году, 60 тысяч — в 2007-м. Как сообщила начальник Управления инвестиционной и жилищной политики Минстроя Надежда Зарубина, готовятся предложения по внесению изменений в республиканскую целевую программу «Жилище» на период до 2010 года, которая станет основным инструментом реализации поставленных целей. В этой работе задействованы не только различные министерства и ведомства, но и органы местного самоуправления, заказчики, проектные организации, предприятия стройиндустрии.
Из всех подпрограмм нацпроекта едва ли не самой проблематичной в смысле реализации является подпрограмма обеспечения земельных участков, отведенных под строительство, коммунальной инфраструктурой — водопроводом, канализацией, электричеством, газо- и теплоснабжением. Строители знают, насколько это затратно — создавать инженерные сети на пустом месте. Потому на «голой земле» затевать стройку желанием не горят, а стараются заполучить участок по соседству с уже существующими коммуникациями. Ну а если уж потратились на инфраструктуру, то вернут себе расходы с лихвой, заложив их в стоимость квадратного метра.
Одним словом, не случайно специалисты считают инженерную подготовку участка одним из сдерживающих факторов увеличения объемов жилищного строительства и дороговизны жилья. Нацпроектом предусмотрено предоставление за счет федеральных средств (а это 12,5 миллиарда рублей) государственных гарантий по кредитам, взятым в банке на эти цели, и погашение процентных ставок по ним. Ответственность делится по уровням власти: 70 процентов — под гарантией федеральной, 30 — под региональной. Но заемщиков, которым банки готовы дать кредиты под осуществление этой подпрограммы, по пальцам можно пересчитать. Правда, помимо строительных организаций в данной подпрограмме могут участвовать и муниципалитеты, на которых лежит обязанность обеспечивать жильем малоимущих граждан.
Другая из подпрограмм нацпроекта, направленная на обеспечение жильем молодых семей, новой по сути не является, поскольку действует и на федеральном, и на республиканском уровнях уже два года. Но теперь запускается иной механизм ее реализации. Молодым семьям, нуждающимся в жилье, будут предоставляться субсидии на его приобретение или оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита. Размер субсидии может достигать 40 процентов стоимости квартиры, но при этом 10 процентов «дает» федеральный бюджет, а остальные 30 — региональный. Суровая реальность такова: если в республиканском бюджете-2006 некая сумма не будет заложена (а бюджет, напомним, уже принят), то наше участие в этой подпрограмме окажется под вопросом.
Более обнадеживающе выглядят прогнозы по другому приоритету нацпроекта — увеличению объемов ипотечного жилищного кредитования. С недавнего времени уставные капиталы федерального и республиканского агентств стали больше, что существенно расширяет их возможности в деле развития ипотеки. Но если при этом не строить больше, чем сейчас, нового жилья, то ипотечные кредиты будут тратиться на покупку квартир на вторичном рынке. Они в Элисте и сейчас уже мало кому доступны, а резко возросший спрос может подхлестнуть рост цен…
Остается добавить, что для реализации национального проекта «Доступное жилье» в Калмыкии постановлением правительства создан республиканский совет. Помимо руководителей ряда министерств и ведомств, в его работе участвуют представители муниципальных органов власти, кредитных учреждений, строительных организаций и др.