КУРОРТЫ ЮГА: ПЕРСПЕКТИВЫ БЕЗГРАНИЧНЫ

17/05/2006 - 21:29

Всем известно, что Южный федеральный округ — это не только всероссийская житница, но и всероссийская здравница. Ежегодно поправить здоровье приезжают сюда сотни тысяч россиян. Недавно знаменитым кавминводским курортам — городам Ессентуки, Железноводску, Кисловодску, Пятигорску — присвоен статус курортов федерального значения. В Краснодарском крае сосредоточена четверть всего курортного комплекса России.
По прогнозам специалистов, Россия в скором времени имеет все шансы стать одним из ведущих центров международной индустрии гостеприимства. И главный курортный регион страны должен адекватно откликаться на требования времени, консолидировать поиск наиболее эффективных путей развития курортно-туристского комплекса.
Об этом наша беседа с руководителем департамента развития курортов и туризма Краснодарского края Андреем УМАНСКИМ.
— Стратегию курортного бизнеса диктуют законы рынка, одинаковые для всех стран: за потребителя надо активно бороться, а гостям создавать комфортные условия для оздоровления и отдыха, — отмечает Андрей Геннадьевич. — Курортная сфера является мощным экономическим базисом развития региона. Известно, что с ней в той или иной мере связаны почти 30 отраслей экономики — торговля, транспорт, строительство, культура и так далее. Поэтому так важно точно позиционировать отрасль, определить «болевые точки» и основные направления ее развития.
— Какие же проблемы необходимо решать в первую очередь?
— Основная проблема на сегодня — неразвитость многих компонентов туристской инфраструктуры: гостиничной, транспортной, развлекательной, экскурсионной. Та, что есть, не отвечает современным требованиям. Добиться позитивных изменений можно единственным способом — привлекая инвесторов. Для этого на Кубани, в частности, было сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Эта комплексная стратегическая задача состоит из множества элементов. Главное для нас на сегодня — создание в Краснодарском крае «точки прорыва», а именно строительство совершенно нового современного курорта, курорта в классическом понимании этого слова. А чтобы в край пришли инвесторы под крупные, наиболее важные для отрасли проекты, мы должны полностью подготовить эти площадки. Просто выделить земельный надел недостаточно. В задачи инвестора не входят проектирование и строительство инженерных и транспортных коммуникаций. Свой вклад в экономику, в том числе и в инфраструктуру территорий, он сделает в виде налогов.
— Не явится ли препятствием отсутствие налоговых льгот?
— Сегодня, на мой взгляд, достаточно инвесторов, которые и без льгот хотят вложить деньги в гостиничный бизнес Краснодарского края, поскольку эти инвестиции весьма привлекательны. На рынке существует колоссальный дефицит отелей международного уровня, и строительство таких отелей — абсолютно беспроигрышный вариант. Срок окупаемости подобных проектов на сегодня — четыре–пять лет. Так что для инвесторов просто надо создать элементарные условия.
Краевое руководство много делает в этом направлении, но, к сожалению, есть проблемы, которые самостоятельно и в одночасье не решить. Например, в Сочи нет нормального современного аэропорта, а это огромный минус в деле привлечения инвесторов. Понятно, что столь масштабное строительство невозможно без государственных инвестиций. Обращение в Правительство губернатора Кубани Александра Ткачева по этому поводу нашло поддержку, и уже в этом году на реконструкцию аэропорта в Адлере из федерального бюджета выделено 100 миллионов долларов.
— Говоря о развитии курортов, многие, и вы в том числе, делают ставку на строительство дорогих комплексов. А что будет с сотнями существующих баз отдыха, пансионатов и санаториев, где отдыхают люди с небольшими средствами?
— Они должны быть реконструированы и также доведены до современного уровня. Но здесь уместно упомянуть о тактических задачах. Важно разрешить вопрос, сложившийся с так называемыми «малыми гостиницами». Емкость «малых гостиниц» уже превысила емкость сектора крупных средств размещения: гостиниц, пансионатов, санаториев. При этом доля налогов, поступающая от «малых гостиниц», составляет мизерный процент от общих гостиничных отчислений. Кроме того, большинство из них зарегистрированы как частные дома и, соответственно, за коммунальные услуги платят гораздо меньше. Естественно, что путевки в «малые гостиницы» стоят дешевле. То есть они практически ничего не вкладывают в развитие курортов, но при этом их клиенты пользуются курортной инфраструктурой, в том числе и той, что принадлежит санаториям и пансионатам. Недобросовестная конкуренция заметно тормозит развитие отрасли в целом.
— Но ту же конкуренцию вы используете для развития пляжей, экскурсионного обслуживания?
— Да, с прошлого года открытые конкурсы по сдаче в аренду пляжных территорий прошли в большинстве курортных городов и районов края. Аналогичные распоряжения подписаны губернатором по конкурсам на объекты туристического показа, места для оборудования кемпингов и так далее. Если говорить откровенно, на многих курортах пляжи и объекты показа пребывают в непригодном состоянии. Они были сданы в аренду, но на условиях, при которых арендаторы никакой ответственности за качество оказываемых услуг не несут. Поэтому сейчас создан реестр экскурсионных объектов Краснодарского края, пляжи на курортах поделены на участки, и все эти территории будут сдаваться в аренду на конкурсной основе тем предпринимателям, которые готовы вкладывать деньги в их развитие, в соответствии с одобренным проектом. Все это прописано в краевой программе развития курортов. Помимо того, что улучшится качество услуг, в бюджет поступят дополнительные средства. Ведь «экскурсионка» — это во многом то, ради чего приезжают туристы. Во всем мире она приносит колоссальные деньги.
— Отдых на Черноморском побережье и сейчас недешев. Не получится ли, что отвечающие международным стандартам курорты Краснодарского края будут просто не по карману большинству россиян? Ведь те же малые гостиницы пользуются спросом как раз из-за доступной цены.
— Сейчас стоимость отдыха в хороших отелях высока, потому что их — единицы, и они могут себе позволить такую ценовую политику. Чтобы цены стали ниже, нужно создать конкуренцию. А чтобы создать эту конкуренцию, нужно, чтобы отелей, отвечающих международным стандартам, было больше. Результатом как раз и станет снижение цен. Кроме того, статус курорта международного уровня вовсе не подразумевает элитарности. Мы провели масштабные исследования, в рамках которых были изучены все аспекты потребительского спроса, определено, какого уровня средства размещения должны быть в том иди ином курортном районе. Кроме пятизвездочных отелей, у нас будут и недорогие турбазы, и гостиницы туркласса, и пансионаты, и кемпинги. Уже в этом году будут составлены генеральные планы развития курортов Краснодарского края.
Уверен, что при грамотном построении маркетинговой политики перспективы развития туристско-рекреационной и оздоровительной сферы Юга России практически безграничны.

Автор: Сергей САХАРКОВ