Американцы открыли третий фронт

26/12/2006 - 15:07

Обстановка на Африканском Роге становится все более напряженной. ВВС Эфиопии бомбят территорию соседнего Сомали и наносят удары по позициям боевиков, окруживших приграничный городишко Байдоа. Именно там находится ныне "временное правительство" Сомали, пользующееся поддержкой США и Эфиопии. Одновременно эфиопские ВВС подвергли бомбардировке международный аэропорт столицы Сомали Могадишо.

Премьер-министр Эфиопии Мелес Зенави заявил, что его страна "вынуждена вступить в войну против Союза шариатских судов, так как эта группировка ведет против Эфиопии "священную войну". Министр информации Берхан Хайлю назвал авианалеты актом самозащиты от "агрессивных экстремистских сил" внутри Сомали и иностранных террористических группировок. Таким образом, Эфиопия впервые официально признала, что ведет боевые действия на территории Сомали.

Отношения между Эфиопией и Сомали всегда отличались напряженностью. Независимая Сомалийская республика, образованная в 1960 году, просуществовала почти тридцать лет. В течение нескольких десятилетий объединяющей сомалийцев идеей был национализм, выдвинувший задачу объединения в единое государство сомалийских племен, которые имеют общий язык и культуру. Деколонизация привела к объединению только двух частей сомалийского этноса – на территориях Итальянского и Британского Сомали. Часть сомалийцев осталась в составе соседних Эфиопии, Кении и Джибути. Мечта о "Великом Сомали", которое объединит все пять частей нации, превратилась в национальную идею и была зафиксирована на государственном знамени (в виде пятиконечной белой звезды на голубом фоне). Однако, после разгрома сомалийского вторжения в Эфиопию, национализм как главная объединительная идея сошел на нет.

После поражения в эфиопо-сомалийской войне 1977-1978 годов центральное правительство в Могадишо фактически утратило контроль над страной. Президент Сомали Мохаммед Сиад Барре в 1991 году бежал в соседнюю Кению, и страна распалась на части, контролируемые враждебными друг другу племенными и криминальными группировками.

В 1992 году в Сомали под флагом ООН было направлено 26 тысяч солдат, в число которых входило более семи тысяч американских морских пехотинцев. Местные полевые командиры оказали сопротивление иностранным войскам. В 1993 году в Сомали погибли десятки солдат ООН, и президент США Билл Клинтон решил навести порядок при помощи американского спецподразделения "Дельта". Но "антитеррористическая" операция американцев с треском провалилась. В те дни толпы сомалийцев глумились в Могадишо над обезображенными трупами американских солдат, и Клинтон позднее назвал этот эпизод самым мрачным в своей биографии. К марту 1994 года американские войска были полностью выведены из Сомали, вслед за этим свернута операция ООН.

После провала миротворческой операции в Сомали воцарился криминальный беспредел и семимиллионное население страны сократилось почти на треть. Было образовано несколько самопровозглашенных государств (Сомалиленд и Пунталенд на севере, Джубаленд на юге), независимость которых подтверждена в ходе проведенных там референдумов. Но мировое сообщество (а точнее, международная бюрократия) упорно отказывается признавать факт распада сомалийской государственности и Сомали продолжает оставаться членом ООН и других международных организаций.

Законным правительством продолжает считаться созданное несколько лет назад при поддержке США временное "переходное правительство". Это правительство не имеет никакой власти в стране и спецслужбы США создали в начале 2006 года проамериканский альянс полевых командиров. Этот альянс должен был стать противовесом набиравшему силу Союзу Шариатских Судов (СШС). Результат вмешательства американских спецслужб вновь оказался провальным: приверженцы радикального ислама одержали победу над ставленниками США и вынудили их бежать из Могадишо.

В настоящее время в руках временного правительства и проамериканского альянса остается лишь маленький городок Байдоа на границе с Эфиопией, да и лишь благодаря поддержке эфиопской армии. Вмешательство Аддис-Абебы в сомалийскую междоусобицу привело к тому, что лидер СШС Шариф Шейх Ахмед объявил властям Эфиопии джихад.

После того, как Союз Шариатских Судов в июне 2006 года установил контроль над столицей Могадишо, Шариф Шейх Ахмед направил иностранным дипломатам письмо, в котором обвинил США в поддержке банд, терроризирующих страну на протяжении 15 лет. В письме говорилось, что на территории Сомали нет боевиков "Аль-Каиды", что СШС не намерен устанавливать в Сомали исламское государство (ранее вожди СШС неоднократно заявляли о намерении создать в Сомали государство, построенное по законам шариата).

С 2001 года побережье Сомали патрулируется военно-морским флотом США. После поражения проамериканского альянса сомалийских полевых командиров и перехода столицы страны Могадишо под контроль исламистов, американский флот в этом районе приведен в состояние повышенной боевой готовности. Но на этот раз Вашингтон предпочел не вмешиваться в сомалийские дела, а решить проблему при помощи своего регионального союзника – Эфиопии.

Нынешнее руководство Эфиопии во главе с Мелесом Зенави пришло к власти при помощи США в 1991 году. Оно провозгласило ориентацию на западную демократию и права человека. В мае 2005 года в Эфиопии состоялись третьи по счету всеобщие выборы на многопартийной основе. Первые подсчеты показывали, что оппозиция победила с большим перевесом. Однако власти не признали своего поражения, провели на многих участках повторные выборы или пересчет голосов и в результате обеспечили себе подавляющее большинство мест в парламенте.

Часть эфиопской оппозиции отказалась признавать официальные результаты и обвинила власти в фальсификации результатов выборов. Во время подавления массовых демонстраций протеста в Аддис-Абебе было убито несколько десятков человек и несколько тысяч арестовано. Легальную оппозицию поддержали организации, ведущие вооруженную борьбу против правительства. Они также заявили о массовой фальсификации результатов голосования в пользу правящей партии и призвали международное сообщество не признавать победу правящей партии. В ответ власти арестовали лидеров оппозиции Хайлу и Берхану Нега, сотни сторонников оппозиции, и все ее наиболее видные лидеры до сих пор остаются под арестом.

При тесных связях с США, ЕС и декларативной приверженности нынешнего руководства Эфиопии принципам западной демократии, в стране сформировалась авторитарная модель господства одной партии и одного лидера – Мелеса Зенави. Оппозиционеры называют сложившуюся политическую систему этнократией, имея в виду господство северян-тиграи и фиктивность эфиопского федерализма.

США "не замечают" грубых нарушений прав и свобод человека со стороны правящего в Эфиопии режима, установленного 15 лет назад благодаря американской поддержке. Не удивительно, что в Эфиопии, которая остается одной беднейших стран мира (годовой доход на душу населения – чуть больше 100 долларов) разочарование в правящем режиме и западной модели демократии быстро растет.

Политика Вашингтона приводит к тому, что все большее число жителей Эфиопии видят альтернативу в радикальном политическом исламе. И это в стране, которая на протяжении многих столетий играла роль "христианского острова в мусульманском море". Но в настоящее время на этом острове наблюдается быстрый рост численности мусульманской общины и это уже оказывает большое влияние на политическую жизнь Эфиопии.

Исламизации Эфиопии активно способствует финансовая помощь со стороны Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и других мусульманских государств, а также деятельность международных организаций ("Исламская мировая лига", "Международная Исламская организация возрождения" и др.). В результате происходит обращение в ислам тех народов, которые сохраняли приверженность древним традиционным религиям, а также той части населения, которая была обращена в христианство в результате завоеваний эфиопского императора Менелика в конце ХIХ века.

Происходящие на Африканском Роге события могут оказать очень большое влияние на всю систему международных отношений. Африканский Рог расположен на перекрестке важнейших морских коммуникаций и примыкает с юга к очерченному американскими стратегами Большому Ближнему Востоку. Отсюда можно осуществлять контроль над акваторией Красного моря. Несколько диверсий против танкеров могут полностью блокировать пути доставки ближневосточной нефти на западные рынки, что имело бы катастрофические последствия для экономики США и ЕС.

Нынешняя администрация США пытается не допустить дальнейшего роста влияния радикального ислама южной периферии ББВ на Африканском Роге. Начатые Эфиопией военные действия против сомалийских исламистов означают открытие Вашингтоном третьего фронта борьбы против "глобального терроризма". Но третий фронт не решает старых американских проблем, а лишь добавляет к ним новые. Правительство Эритреи уже заявило о том, что эта страна выступает на стороне сомалийских исламистов и готова начать войну против Эфиопии. Одно это говорит о том, что вряд ли эфиопская армия сумеет одержать быструю и легкую победу. Затяжные же военные действия неизбежно усилят политическую напряженность в Эфиопии и создадут благоприятные условия для консолидации оппозиционных сил на базе радикального ислама. В этом случае становятся реальными две перспективы: распад Эфиопии на христианскую и исламскую части или смена политического режима и приход к власти радикальных исламистов. В итоге, если развитие ситуации на Африканском Роге вновь пойдет по неблагоприятному для США сценарию, это может привести к обрушению всей конструкции американского Большого Ближнего Востока.

Александр КРЫЛОВ

Автор: Сергей САХАРКОВ