Абрамович: "Я никогда не пытался использовать бизнес в политике"
В четверг западные СМИ пишут о Романе Абрамовиче, который накануне попросил президента России Владимира Путина снять его с должности губернатора Чукотки.
The Financial Times в статье "Абрамович пытается уйти с поста губернатора российского региона" сообщает, что, по опросам, многие жители Чукотки считают Абрамовича богом.
Пресс-секретарь Абрамовича заявил, что, по ощущению Абрамовича, он сделал все, что мог, для территории, которую отделяет от Аляски Берингов пролив. "Это абсолютно выполненная миссия, – сказал пресс-секретарь. – За шесть лет регион по существу восстановили с нуля. Инфраструктура есть, жилье есть, строительство и реконструкция коснулись 52 поселков, в частности 46 школ".
Пресс-секретарь отверг слухи, что решение Абрамовича вызвано стрессом, а аналитики отмечают, что на него едва ли оказывают политическое давление, добиваясь отставки.
Путин назначил Абрамовича на второй пятилетний губернаторский срок в октябре 2005 года, и ходили слухи, что владелец Chelsea не в восторге. Трансформация Чукотки за счет денег, потраченных миллиардером, которую Кремль выставляет как пример другим олигархам, является одной из самых необычных историй в постсоветской России, указывает издание.
Некоторые аналитики предложили версию, что тогдашние крупные акционеры нефтяной компании "Сибнефть" в 2000 году нуждались в губернаторском посте как в политической защите, так как у губернаторов был иммунитет от судебного преследования. Регион давал также налоговые льготы компаниям, которые зарегистрировались там, на условиях, что они реинвестируют половину сэкономленного на налогах в экономику региона.
Пресс-секретарь Абрамовича вчера подчеркнул, что олигарх добивался губернаторского поста после того, как представлял регион в российском парламенте, но решил, что в качестве губернатора может больше сделать для местного населения.
The Wall Street Journal цитирует одно из редких интервью Абрамовича. Он защищает расширение контроля Кремля над энергетическим сектором страны и оспаривает нарастающую критику путинского режима со стороны Запада.
Роман Абрамович, давно имеющий связи в Кремле и символизирующий капиталистический успех после приватизации 1990-х годов, отвергает обвинения в адрес Путина, касающиеся подавления демократии и усиливающейся роли государства в экономике.
Абрамович, который в прошлом году продал свою энергетическую компанию "Сибнефть" государственному гиганту "Газпром", говорит, что в том, что государство является владельцем нефтегазовой промышленности, нет ничего плохого. "Это вопрос управления, – говорит он. – Государство всегда может нанять любого управляющего, включая меня".
Он также отмел тревоги, связанные с тем, что производство нефти в его бывшей компании, известной теперь как "Газпромнефть", в этом году снизилось. "В частной компании вы хотите повысить добычу нефти из скважин, чтобы обеспечить максимальную прибыль акционерам, – говорит он. – Государство может себе позволить другой подход и планировать более долгосрочную разработку месторождения".
Карьера 40-летнего Абрамовича показывает, что хорошие отношения с Кремлем окупаются даже тогда, когда правительство сжимает тиски вокруг бизнеса. Продав в прошлом году "Газпрому" "Сибнефть" за 13 млрд долларов, он катапультировал в категорию самых богатых людей мира. Абрамович продолжает делать инвестиции в России, в частности, он приобрел 41% металлургической компании Evraz Group.
Абрамович входил в избранный круг могущественных бизнесменов, известных как олигархи, которые сделали себе огромные состояния в 1990-х, скупив за бесценок государственные активы. Считалось, что он приобрел очень большое влияние в период правления президента Бориса Ельцина, дочь которого Татьяна Дьяченко входит в число близких друзей Абрамовича.
В своем первом интервью иностранным журналистам за более чем три года Абрамович сказал, что бизнесмены, вызвавшие недовольство Кремля, пытались конвертировать свое богатство в политическую власть. "Я никогда не пытался использовать свой бизнес для того, чтобы влиять на правительство", – сказал Абрамович, отвечая на вопрос, почему он до сих пор на свободе в то время, когда другие российские магнаты либо в тюрьме, либо вынужденно за пределами России.
Абрамовича спросили, был ли он напуган, когда арестовали Ходорковского. "В России говорят: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся", – ответил он.
Швейцарская Le Temps указывает, что "скрытному и хитроумному Роману Абрамовичу нравится создавать вокруг себя завесу тайны". Лавируя между политикой и бизнесом, он не обращает внимания на слухи. Может, потому, что слухи позволяют замаскировать истинные цели.
Тем не менее, в среду Роман Абрамович решил прервать молчание. Не для того, чтобы поговорить о своих делах, а чтобы заявить о намерении уйти с поста губернатора Чукотки. Вот уже шесть лет самый богатый россиянин управляет расположенной в семи тысячах километров от Москвы провинцией, где девять месяцев в году продолжается зима и температура часто опускается ниже 40 градусов. Из-за сильных леденящих ветров там не растут деревья, только кустарники. В общем, весьма странное место для миллиардера, привыкшего к роскоши, считает издание.
Роман Абрамович сказал просто и стараясь держаться свободно: "Я считаю, что выполнил свои задачи на Чукотке. Кризис в регионе преодолен. Все, что мог, я уже сделал".
Когда в 2000 году Абрамович был избран губернатором, на Чукотке царила разруха. На этой территории, в полтора раза превышающей территорию Франции, но в тысячу раз менее населенной, все пришло в негодность. "Ничего хуже этого мне видеть не приходилось", – рассказывает олигарх.
За шесть лет Абрамович потратил целое состояние на модернизацию региона, от 100 до 200 млн долларов. В 2006 сумма выросла до 230 млн. И чтобы продемонстрировать верность региону, несмотря на свое намерение уйти в отставку, олигарх обязался предоставить еще 150 млн в 2007 году. Итого – более миллиарда. Не считая налоговых платежей со своих доходов и, до недавнего времени, с прибыли принадлежавшей ему нефтяной компании "Сибнефть".
Здесь, у полярного круга, Абрамовича любят как настоящего "бога". Новые школы, дома и улицы до неузнаваемости изменили Чукотку. "Когда он пришел, мы стали жить лучше! На вертолетах нам регулярно привозят продукты и все необходимое", – с энтузиазмом рассказывает Валя, кочующая по ледяной пустыне вместе со своим мужем и другими оленеводами. "Я и не знаю, что попросить! – говорит Александр Маслов, главный врач краевого госпиталя, который оборудован по последним западным стандартам. – Каждый год я закупаю все материалы и оборудование в Германии. Губернатор никогда нам ни в чем не отказывал".
"Некоторые считают, что я согласился поехать на Чукотку, потому что у меня было трудное детство (Абрамович – сирота). Или потому, что я вырос на севере (в республике Коми). Другие говорят, что я хотел загладить свою вину в том, что я украл у народа (аллюзия на споры о приватизации в 1990-х, во время появления первых крупных состояний), – Роман Абрамович категоричен. – Никто из них не прав. Это был чисто социальный проект".
Неожиданный проект для главного российского капиталиста, сделавшего состояние на нефти и алюминии, а недавно вложившего средства в стальную и фармацевтическую отрасли России. Его окружение пытается объяснить всем, что он никогда не уезжал из страны и, следовательно, речь не идет о его возвращении. Но еще не понятно, куда делись 13 млрд, полученные от продажи "Сибнефти" "Газпрому", пишет газета.
В западной прессе, как и среди населения Чукотки, бытует мнение, что Романа Абрамовича на самом деле связывает с Кремлем некое тайное соглашение. С одной стороны, президент закрывает глаза на малопонятные дела миллиардера, и в то время, когда в стране идет кампания против олигархов, допускает, чтобы государственное предприятие уплатило одному из них целое состояние при покупке нефтяной компании по рыночной цене. С другой стороны, Роман Абрамович берет на себя обязательства вкладывать свои время и деньги в богом забытый регион, где он ни разу не был до 1999 года.
"Нет никакого соглашения", – отрицает Абрамович. Только в прошлом году, когда он уже хотел уйти в отставку, "Кремль попросил остаться еще на один год". Сценарий может повториться и на этот раз. Олигарх официально сообщил вчера Владимиру Путину о своем намерении уйти, но Кремль пока не дал ответа.
Обзор прессы