ВТО ДЛЯ МЕТАЛЛУРГИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Вступление в ВТО принесет нашему государству дополнительные преимущества в продвижении на зарубежные рынки продукции металлургической отрасли. Кроме того, Россию не смогут дискриминировать под предлогом борьбы с «нечестной конкуренцией». Профсоюз учитывает эти плюсы, но обеспокоен тем, как может сказаться вступление в ВТО на работниках отрасли. Обо всем этом говорилось на семинаре «Последствия присоединения России к ВТО для металлургической отрасли», состоявшемся 25 октября в Министерстве экономического развития и торговли.
Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации идут с 1995 года. Близок финиш переговорного процесса, но окончательной даты вступления все еще нет. Скорее всего, это событие может произойти не ранее 2008 года. Тем временем ведутся дискуссии о том, надо ли России присоединяться к ВТО. Выявляется немало спорных моментов. Каким образом вступление в ВТО отразится на металлургической отрасли России – обсуждалось на этом семинаре.
Как сообщил заместитель главы Департамента торговых переговоров (ДТП) МЭРТ Владимир Ткаченко, в мире действует более ста ограничений на экспорт российских товаров, в основном продукции черной и цветной металлургии, а также товаров химических и лесного комплекса. Россия от этих мер терпит убытки на сумму 2 млрд долларов в год. (Ограничительные меры - это инструмент торговой политики для ограничения импорта какого-либо товара с целью защиты отечественной отрасли, производящей конкурирующий товар; применяются, если между ростом импорта и серьезным ущербом для отрасли есть прямая причинно-следственная связь.)
Пока к нашей стране применяют в основном специальные защитные меры, наносящие значительный ущерб ее экспорту. Антидемпинговые меры, «точечно» сдерживающие наш экспорт, стали применяться лишь в последнее время.
Главное преимущество при доступе на внешние рынки, которое получит Россия в случае вступления в ВТО, - это возможность прекращения антидемпинговых процедур против нее. Таково мнение Виктора Калмыкова, другого замдиректора ДТП МЭРТ. Он рассказал, что в отношении нашей металлургической отрасли в мире действует 38 ограничительных мер (данные на 1 сентября 2006 года) - по этому показателю Россия занимает седьмое место в мире и первое место среди стран, не входящих в ВТО. Среди 18 стран, применяющих к нам антидемпинговые меры, - Австралия, Турция, Украина, Беларусь, Болгария, Венесуэла и часть стран ЕС. Учитывая, что половина российской металлопродукции идет на экспорт, – наши потери серьезны. К тому же ограничение экспорта, по мнению Калмыкова, снижает интерес инвесторов к металлургическим предприятиям.
В первом полугодии 2006 года МЭРТ удалось смягчить существующие ограничения нашего экспорта и не допустить введения новых, так что действия министерства сохранили стране порядка 425 млн долларов, рассказал Калмыков. Но решение проблемы он видит лишь во вступлении в ВТО, поскольку тогда можно будет пересмотреть эти ограничения или отменить их: «Против России не смогут проводить расследования в дискриминационном ключе, и, наконец, у России тоже появятся юридические механизмы урегулирования споров».
После вступления России в ВТО все ставки таможенных тарифов будут зафиксированы договорами и не могут быть увеличены без переговоров. Россию не смогут дискриминировать под предлогом борьбы с «нечестной конкуренцией» (сначала надо будет доказать, что наш экспорт нанес ущерб аналогичной отрасли другой страны или привел к замедлению ее развития). По оценкам некоторых экспертов, потери наших металлургов сократятся наполовину. К тому же Россия официально будет признана страной с рыночной экономикой, сможет удержать партнеров от применения защитных мер и будет участвовать в переговорах по разработке секторальных соглашений.
Виктор Батанин, советник ДТП МЭРТ, рассказал, как вступление в ВТО скажется на ставках наших таможенных пошлин на импорт металлопродукции. Большинство ставок останутся прежними, в том числе пошлины на «чувствительные» к изменениям рынка трубы. В течение полутора лет нужно будет снизить ставки на рельсы с 15 до 13 %, а в течение трех лет - с 15 до 10 % на изделия из черных металлов. Точных расчетов экономического эффекта не существует, и делать их в постоянно меняющихся условиях бессмысленно, говорит советник. Но такое снижение ставок таможенных пошлин предполагается приемлемым.
ПРОФСОЮЗНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Во вступлении в ВТО для металлургов есть и подводные камни. Об этом рассказала заместитель председателя горно-металлургического профсоюза России Ирина Леденева:
- Для металлургов вступление в ВТО даст некоторые плюсы. Прежде всего - это снижение пошлин, отмена экономических рычагов давления на нас, что даст нам возможность идти на международный рынок со своим металлом более свободно. Но эти плюсы касаются исключительно производственных процессов, экономики.
С другой стороны, у профсоюза есть ряд опасений: как вступление в ВТО в целом отразится на рынке труда, на социальных составляющих в отрасли? У ВТО очень жесткий подход. Они против таких вещей, как социальные выплаты и прочие социальные составляющие. А у нас, с учетом уровня зарплаты, социальный пакет - необходимый атрибут для того, чтобы металлург чувствовал себя защищенным. Наши коллеги-профсоюзники за рубежом нас не понимают. И даже иногда говорят: «Вы зря тратите время на борьбу за сохранение санаториев-профилакториев, оздоровительных центров, дворцов культуры. Основной ваш вопрос - это зарплата, охрана труда». Но наш металлург не сможет приобрести по российским ценам социальный пакет для своей семьи (полноценное оздоровление, полноценный отдых и т.п.) даже при зарплате в 30 - 32 тысячи рублей. А есть предприятия, где зарплата остается на уровне пяти тысяч...
В свое время для ряда наших металлургических предприятий были снижены налогооблагаемая база, ЕСН, отчисления в Фонд соцстраха. И многие предприятия получили в свое распоряжение хорошие накопительные суммы. Мы думали, что эти средства будут направлены на социальные пакеты для работников. К сожалению, нет. А какие условия и какие рамки ВТО поставит перед теми же металлургами? Неясно, получат ли от снижения пошлин пользу рядовые рабочие. Этим мы и обеспокоены.
СПРАВКА
Специальные защитные меры - количественные ограничения (квоты) либо дополнительные таможенные спецпошлины на импорт. Размер квот или спецпошлин должен компенсировать негативное влияние роста импорта на местные предприятия. Вводятся на срок до четырех лет, могут продлеваться на четыре года (восемь лет - крайний срок). Предполагается, что за это время отечественная промышленность успеет адаптироваться к конкуренции. ВТО рассматривает такие меры, как ограничение нормальной конкуренции (когда для иностранных и местных товаров действует один режим); государство, прибегая к ним, должно компенсировать странам-экспортерам убытки.
Антидемпинговые меры (селективные) - дополнительные таможенные пошлины или ценовые обязательства (экспортеры обязуются не поставлять товар ниже определенной цены) для борьбы с «несправедливой конкуренцией». Применяются к отдельным поставщикам. Вводятся на срок до пяти лет с возможным продлением (ограничения нет).
Компенсационные меры (селективные) - дополнительные таможенные пошлины для борьбы с импортом товара, производство которого иностранное государство субсидирует. Вводятся на срок до пяти лет и могут продлеваться. Эти меры должны отменяться, как только субсидирование соответствующей зарубежной отрасли прекратится фактически.
***
Вступление в ВТО значительно упростит условия доступа российской металлопродукции на экспортные рынки. Сегодня внешнеторговую деятельность отечественных металлургов осложняет целый ряд антидемпинговых расследований, квот и ограничительных пошлин, введенных другими странами против России. На начало 2006 года в отношении российских производителей и металлоторговцев действовало 37 ограничительных мер в 18 странах, – сообщил замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Виктор Калмыков. Это означает, что при снятии ограничений отечественные компании смогут поставлять за рубеж продукции в несколько раз больше. Отмена ограничений не произойдет в течение одного года и потребует времени и определенных усилий, - отметил заместитель главы департамента торговых переговоров МЭРТ Владимир Ткаченко, – но в итоге Россия сможет участвовать в разработке международной правовой базы, действующей в рамках организации, и возбуждать дела против ущемления ее прав и нарушений конкуренции по правилам ВТО.
Пока же металлурги несут существенные потери от ограничений. К примеру, отечественные трубники после введения Еврокомиссией ограничительных пошлин на поставки стальных труб в июне нынешнего года снизили объемы производства на 300 тыс. тонн, практически прекратив экспорт труб в европейские страны. Пошлины были применены в нарушение двустороннего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, поскольку по одной и той же группе товаров проводилось одновременно четыре расследования. «Действие запретительных мер носит дискриминационный характер», – отмечает аналитик ИК «Проспект Инвестмент» Дмитрий Парфенов.
Снижение объемов экспорта российской продукции за рубеж происходит на фоне роста поставок труб в нашу страну из государств Европы и других стран. Так, экспорт только насосно-компрессорных труб вырос за восемь месяцев текущего года: из Испании – на 970 %, Финляндии – на 177 %, Австрии – на 105 %. Пользуясь ценовым преимуществом, существенно увеличили отгрузки ТБД и украинские производители. За семь месяцев текущего года доля продукции этого сортамента на российском рынке выросла на 21 %. По мнению экспертов, низкая стоимость трубной продукции из Украины во многом объясняется льготным налоговым режимом, который украинское правительство предоставило металлургам в ходе экономического эксперимента в ГМК.
Основной причиной сложившейся ситуации, как считают эксперты, являются неравные условия конкуренции. К качеству российских труб претензий нет: его соответствие мировым стандартам подтверждает участие наших производителей в масштабных международных проектах с такими ведущими топливно-энергетическими компаниями мира, как «Эксон», «Шелл», «Бритиш Газ», «Энн», «Шеврон». Сегодня трубники продолжают наращивать свои конкурентные преимущества, в модернизацию производства и освоение новых технологий инвестировано более 1,6 млрд долларов, география экспорта расширилась до 70 стран.
Однако без развития институтов поддержки экспорта укреплению позиций российских предприятий на зарубежных рынках не поможет даже возможное вступление в ВТО. На сегодняшний день России уже удалось смягчить действия некоторых тарифных ограничений и снизить потери страны примерно на 425 млн долл., – уточнил Виктор Калмыков. Вместе с тем, по мнению аналитиков, правительство должно более активно защищать интересы отечественных производителей на внутреннем рынке. Так, в МЭРТ уже несколько месяцев находится согласованное со всеми профильными министерствами Постановление о введении восьмипроцентной импортной пошлины на ТБД, требующее скорейшего подписания ввиду возросшего объема поставок труб этого сортамента в Россию. Установление равных условий конкуренции будет способствовать более активному созданию новых высокоэффективных производств, освоению новых видов продукции и повышению ее конкурентоспособности, что, в конечном итоге, станет весомым вкладом в развитие российской экономики в целом.
Полина САМОЙЛОВА