Расплата за услуги
Секс-туристическая драма "На юг" в "МДМ-кино".
"Любви все возрасты покорны", - заявил однажды поэт-классик. С тех пор его часто цитировали, но, как правило, имели в виду возвышенные чувства и душевное томление, оставляя в стороне физическую сторону дела. Духовное с телесным, однако, крепко связано. А солидный возраст порой создает людям проблемы в поисках любви. Фильм французского режиссера Лорана Канте "На юг" рассказывает о том, как эти проблемы решают для себя состоятельные европейки и американки до 50 и старше.
Белокожие дамы отправляются в отпуск на Гаити и нанимают себе в кавалеры мускулистых туземных юношей. Ожидающим от такой картины сплошных эротических сцен и вообще "клубнички" просьба не беспокоиться: кино не для них. Режиссер Лоран Канте отличается умением с ходу окунуть зрителя в психологические проблемы персонажей и вывести свою историю на некий общесоциальный уровень. Так что смотрящий "На юг" тут же получает в нагрузку к теме секс-туризма все отягчающие это дело обстоятельства.
На острове под пальмами хоть и рай, но с большущими оговорками. Сама мысль о том, что для 50-летних покупная любовь - и впрямь суровая реальность, уже способна испортить настроение. А тут еще три отдыхающие дамы, и среди них героиня Шарлотты Рэмплинг, претендуют на одного и того же гаитянца - хорошо сложенного и обходительного молодого человека по имени Легба. Не то чтобы леди стали драться из-за парня, но все же радости от общения друг с другом им это не прибавит. Тем более что одной из отпускниц, Бренде (Карен Янг), отчего-то показалось, что их с туземцем связывает нечто большее, чем товарно-денежные отношения.
И самое главное: почти сразу за территорией шикарного отеля с коктейлями и шезлонгами начинается нищета, насилие и жестокость. Действие фильма происходит в годы господства на Гаити диктаторского режима Дювалье. Жиголо Легбе за пределами туристического рая тоже живется несладко. На его иждивении бедные родственники, да вдобавок он умудрился перейти дорогу уличной банде. Благообразные туристки будут в шоке, когда поймут, что у курортной жизни есть обратная, и весьма темная, сторона.
Лоран Канте принадлежит к тем немногим французским авторам, кто регулярно представляет страну на международных фестивалях, но при этом абсолютно выпадает из звездной обоймы. Как в случае с Брюно Дюмоном, Жаком Одиаром и Франсуа Озоном, творчество Канте стоит особняком и плохо вписывается в киноиндустрию. Между тем у режиссера есть и национальная кинопремия "Сезар" (за фильм "Человеческие ресурсы"), и венецианский "Золотой лев" (за оригинальную абсурдистскую драму "Тайм-аут"). Картина "На юг" также участвовала в конкурсе Венецианского фестиваля и всерьез претендовала на призы, прежде всего актерские. Жюри пришлось бы выбирать между Шарлоттой Рэмплинг, с завидной выдержкой игнорирующей собственное увядание, и малоизвестной, но оттого еще более потрясающей Карен Янг. В итоге награда досталась не дамам, а их молодому партнеру Легбе - подающему надежды темнокожему актеру Меноти Сезару.
Фильм "На юг" можно упрекнуть в некоторой вялости и неровности. Но опус Канте, что называется, цепляет за живое, а это не так часто случается при посещении кинотеатра. К сожалению, фильм будет демонстрироваться с четверга лишь в одном зале - "МДМ-кино".