Умышленный хаос

07/12/2006 - 18:41

Взгляд изнутри на то, что происходит в компании Google - беспорядок, смятение и неопределенность. И это всё – по замыслу руководства (или в это они хотят верить).

Если вы проведете всего несколько минут в городке Маунтин Вью в Калифорнии, где находится штаб-квартира Google, то сразу почувствуете - компания в полной сумятице. Ей восемь лет и она приносит 10 миллиардов долларов прибыли в год. Ее стоимость - примерно 125 миллиардов. Но здесь всё кажется свежее и моложе, чем того можно ожидать от маститой фирмы, деятельность которой постоянно оценивают все и вся.

Двухэтажное здание - штаб-квартира – расположилось на территории в 1,3 миллиона квадратных футов и заполнено кафешками - там, кстати, сотрудников кормят бесплатно. Здесь также полно тесных конференц-залов и таких же коридоров. Вокруг расположены площадки для игры в пляжный волейбол, и везде на скутерах снуют молодые люди. В целом царит дух свободомыслия, и неудачи соседствуют с триумфом.

Например, взять вице-президента компании Шерил Сендберг. Ей тридцать семь лет и в ее обязанности входит контроль за автоматизированной системой рекламы на сайте. Сендберг недавно допустила ошибку, которая обошлась Google в несколько миллионов долларов. Все что она сказала по этому поводу: «Было принято плохое решение, поспешили, непроконтролировали, ну и немного потратились». Когда Шерил обнаружила просчет, ей пришлось поставить об этом в известность Ларри Пэйджа, соучредителя Google и некоронованного гуру в компании. Он принял извинения сотрудницы и заявил, что рад произошедшей ошибке: «Наша компания стремительно движется вперед. Если останавливаться и быть очень осторожным - то продуктивность понизится и мы отстанем. Если нет ошибок, значит, мы мало рискуем» - этот ответ изрядно удивил Сендберг.

Из этого примера становится очевидно, что Google - необычная компания. Руководит тем, что в Google называют «организованным хаосом», - сорокалетняя Шона Браун, которая ранее работала консультантом в «Маккинзи». В 1998 году Браун выпустила ставшую популярной книгу о том, как структуризированный хаос в компании может стать одной из наиболее выгодных стратегий ее развития. С 2003 года Браун занимает пост вице-президента компании по деловым операциям, что включает в себя и работу с кадрами, и управление группой из 25 консультантов. Ее команда пытается одновременно выполнить около 10 проектов...

По словам Браун, цель компании - точно определить, столько менеджмента требуется в конкретных условиях, и использовать чуть меньше. «Чтобы добиться успеха, нужно перестать глубоко эшелонировать бизнес». Однако, как тут же добавляет Браун, «недосолить тоже нельзя».

Кажется, что все восемь с лишним тысяч человек, которые работают в Google - бегают здесь и суетятся. Многочисленные встречи и собрания, как правило, проходят по определенному расписанию, и все спешат, чтобы не опоздать. Здесь может произойти, что угодно. Пару лет назад на ланч с хозяевами, Сергеем Брином и Лэрри Пэйджем, пришел комик Крис Такер. Джордж Сорос приезжал сюда читать лекции, и один из советников компании - бывший вице-президент США Эл Гор часто захаживает.

Только очень преуспевающая компания может позволить себе такой стиль работы. Через два года после того, как Google выпустила акции в свободную продажу на рынке, стоимость их выросла более чем в четыре раза. Компания настолько успешна, что даже, несмотря на все траты, - например, многочисленные покупки гигантских центров обработки информации - Google ежеквартально приносит более 800 миллионов наличными. Конкуренты, среди который Yahoo и Microsoft, «отдыхают» по многим показателям - по долевому участию на рынке, количеству успешных контрактов, популярности... Google также подкрадывается с предложениями к тяжеловесам, таким, как «Ньюс Корп», «Виаком» и рекламному агентству ВПП.

Основа проста - если «движок»- поисковик Googleа работает быстро, значит, всё отлично. Это объясняет и то, что ошибки «тормозящей движение» Сендберг прощаются. Как говорят в компании, тут особый - «Googleьский» стиль ведения бизнеса. Хотя это слово уже приелось многим.

Однако несмотря на то, что финансовые успехи налицо, продвижение новой продукции уже не производит такой фурор, который в свое время вызвало появление поисковика Google. Компании не удалось, к примеру, как следует «раскрутить» индекс отсканированных книг. Стоимость акций поднялась с 85 долларов в августе 2004 года до 475 в январе нынешнего, но затем упала и весь год продержалась на отметке в 400. По мнению многих экономистов, биржевики говорят: «Хватит обещаний и рассказов о том, что вы будете делать. Где конкретная отдача?»

Инвесторов беспокоит, сможет ли Google подняться на Олимп еще раз. О росте компании сейчас мало что говорит - функции поиска при поддержке рекламы не работают. Но очевидно, что происходит постоянный поиск новых способов рекламирования товаров и услуг в Google, а также тестирование новых продуктов по принципу спагетти - если прилипают к стенке, значит, сварились. Не случайно, что инженеры в компании обязаны генерировать новые идеи и тратить на это около 20 процентов рабочего времени.

Всего Google выпустила на рынок 83 товара. Ни один из них так не изменил интернет, как сам сайт вместе с заглавной страницей. Фотосайт Пикаса, страничка для финансистов и поисковик по блогам показали, что Google тоже может обезьянничать. И зачастую новые услуги компании долго не предлагают очевидного и необходимого. Например, новую динамическую таблицу Google вначале нельзя было распечатать. Календарь невозможно синхронизировать с почтовыми программами Microsoft.

Почта G-mail, система обмена текстовыми сообщениями и картографирование пока не смогли сдвинуть со своих позиций лидеров на рынке. Сайт, где представлен сравнительный анализ различной продукции на рынке для потребителей, уже четыре года находится на стадии тестирования. Сайт для общения «Оркут», как ничуть не смутившись заявила тридцатиоднолетняя Марисса Майер, еще одна вице-президент Google, популярен в Бразилии и в Иране. Иногда новое настолько глубоко закопано в дебрях основного сайта Google, что пользователи до него просто не в состоянии добраться.

Сергей Брин заявляет, что компании необходимо лучше объяснять общественности какая продукция является уже готовой к массовому употреблению, а что еще тестируется. Улучшения, кстати, есть. Летом появилась система приема электронных платежей Google, и после жарких споров она была должным образом интегрирована в основную страницу сайта.

О том, что в дальнейшем ставить на нее, а что – нет, сотрудники Google поспорят еще не раз. Новые разработки сыпятся пачками. Вопрос заключается в том, какие из них принесут деньги. Один из удачных примеров - проект «Google-Земля», где представлены спутниковые фотографии практически любой точки планеты. К объектам можно приближаться и от них можно отдаляться на большое расстояние... Все началось с того, что Брин заметил перспективную программу компании «Кихоул», которая имела в своем распоряжении снимки всей территории США. На сайте «Кихоул» рекламировались риалторы. Брин развил идею, охватив снимками весь земной шар. Как следствие грамотной рекламной политики, теперь можно не только поискать ближайшую от дома пиццерию, но и увидеть, что там сегодня в меню.

Эффективным с точки зрения рекламных доходов оказалось внедрение рабочей панели Google, в которую встроен поисковик. Она, кстати, «поселяется» в виде строки в браузере пользователя, загрузившего навигатор по планете, и «прописывается» там на постоянной основе. Пользователей, кстати, более 100 миллионов. Результаты исследований показали, что рано или поздно они начинают искать с помощью поисковика Google, а значит, растет вероятность того, что они нажмут на рекламные баннеры. А это то, что надо рекламодателям.

Это понимают и ценят партнеры компании. Многие одновременно являются конкурентами и даже побаиваются Google. ВПП, например, которая поставляет рекламу на ее сайт, признает, что затраты на выпуск рекламы в Google ниже, чем у конкурентов, поскольку процесс автоматизирован. «Виаком» с недавнего времени продает через Google видеоматериалы. «Комкаст», которая боролась с Google в судебном деле о государственном регулировании доступа к интернету, теперь разместила выход на поисковик компании на своем сайте.

В августе руководство Google объявило о сделке с «Ньюс Корп» и о предстоящем появлении знаменитого поисковика на сайте My Space. По условиям соглашения за три с половиной года Google обещает привлечь для компании Мердока 900 миллионов долларов пользователей. О том, сколько рекламных денег My Space хочет взамен Google, не сообщается. Microsoft и Yahoo поспешили заявить, что Брин, полетевший на встречу с Мердоком для достижения договоренностей о сделке, и его коллеги переплатили «Ньюс Корп» порядка нескольких сотен миллионов долларов. О том, насколько это так, мир не узнает, пожалуй, еще в течение нескольких лет. Сами «Googleовцы» так не считают. Как утверждает директор по продажам компании в Северной Америке Тим Армстронг, многие не понимают принципы, по которым Google строит свои сделки. В «Ньюс Корп», которая в течение длительного времени отказывалась размещать видеоролики производства дочерней компании «Фокс» на видеопоисковом сайте Google, не считают, что новые партнеры являются прямыми конкурентами. По их словам, Google - занимается технологиями, а основной источник дохода «Ньюс Корп», - сфера развлечений.

И все же многие находятся под впечатлением, что Google движется вперед с завязанными глазами. Однако руководители компании уверяют, что вкладывают в создание новых разработок такие ресурсы, что конкурентам и не снилось. А это, как резюмируют они, приведет к созданию продукции, которую тем также можно увидеть разве что во сне.

И еще немного о новых проектах. В работе - создание нового аукциона по продаже текстовой и графической рекламы для газет и журналов. Google также интегрирует в свою систему компанию по производству радио-рекламы «дМарк Бродкастинг», купленную за 102 миллиона долларов. В поисковой системе Google теперь появятся сообщения рекламодателей «дМАрк», которая поставляет рекламу на тысячу американских радиостанций.

Google быстро движется вперед. Но вопрос в том, сможет ли это хаотичное движение позволить повторить громадный успех при запуске основного поисковика. Вопросов на сегодня больше, чем ответов. Возможно, потому, что даже умышленный хаос всё равно остается хаосом.

По материалам журнала Fortune

Автор: Сергей САХАРКОВ