ПУШКАША БОЯЛИСЬ ВСЕ, КРОМЕ БЕЦЫ
«Пушкаш бьет по мячу один раз, а попадает в ворота дважды!» – так сказал о легендарном нападающем Золтан Цибор.
Последние шесть лет он был прикован к больничной койке. И вот пришел день, когда не осталось сил на борьбу со страшным недугом. Он ушел из жизни не дождавшись своего 80-летия. Он – это Ференц Пушкаш, про которого друг и партнер Золтан Цибор сказал: «Пушкаш бьет по мячу один раз, а попадает в ворота дважды». Президент Венгрии назвал его самым знаменитым венгром ХХ века. Ене Бузански, правый защитник великой и непобедимой сборной Венгрии 50-х годов, подарил нам крылатую фразу: «Хороший игрок должен видеть игру так, чтобы в любой ситуации иметь перед глазами хотя бы три варианта развития событий. Эчи (прозвище Пушкаша) всегда имел не менее пяти».
Только Пушкашу удалось в футболе сделать две блестящие карьеры. Когда в 1956 в социалистической Венгрии вспыхнуло восстание против коммунистического режима, СССР ввел в Будапешт танки. «Гонвед», игравший в Испании с «Атлетико» из Бильбао в Кубке европейских чемпионов отказался возвращаться в Венгрию. Опальный, отлученный от родины, в 31 год в «Реале» Пушкаш начал свою удивительную карьеру заново. И попробуйте определить, какая часть была ярче!
Сам он, ярко выраженный «одноногий нападающий», любил повторять: «Лучше одну ногу освоить хорошо, чем обе – посредственно». И с детства научился идеально пласировать удар. Те, кто видел, утверждают: после удара мяч у него никогда не летел выше ворот, и очень редко – мимо. Только в чемпионатах Венгрии и Испании он наколотил 511 голов. Его боялись все вратари. Никто из полевых игроков не хотел его опекать. Однажды эта неблагодарная роль выпала на долю Йожефа Бецы, который в ту пору выступал за ЦДКА, а позже стал тренером ростовского СКА, завоевавшего в сезоне-66 серебряные медали. Йожеф Йожефович рассказывал мне:
– Сборную Венгрии мы встречали в аэропорту. Так тогда было принято. Прошу своих: «Не говорите им, что я – мадьяр». Думал, что если тренер поставит меня на игру, сумею понять некоторые реплики гостей на венгерском языке, и нам будет проще оказывать им противодействие. Стою в толпе встречающих. Божек спрашивает: «Кто этот смугленький, Беца? Почему не говорит ни слова? В посольстве нам сказали, что он – мадьяр». Наши отмахиваются: Он родился в Советском Союзе, вашего языка не знает». Позже играем, слышу реплику этого удивительного нападающего: «Дай мяч на выход!» А сам делает ложное движение назад, рассчитывая одурачить меня, а потом за счет стартового рывка убежать, выйти один на один с нашим вратарем. Он делает вид, будто отходит назад, а я не поддаюсь, не иду за ним. Так мы несколько атак сорвали. Этого нападающего звали Пушкаш. Да, тот самый знаменитый Ференц Пушкаш, которого боялись голкиперы всего мира. Мне поручили опекать его. Только в конце матча я выдал себя. Когда мы повели 1:0, меня сильно ударили в грудь, и я нечаянно выругался по-венгерски. Они были ошарашены. А после игры мне вручили приз лучшего игрока матча. Дорогой подарок, хотя достался он мне благодаря «военной хитрости».