Русские подписывают договор о возвращении беглецов
Британские прокуроры подписали с российскими властями соглашение, призванное содействовать экстрадиции подозреваемых, скрывающихся в Лондоне, которые обвиняются в финансовых преступлениях.
Кен Макдональд, директор публичных преследований, на прошлой неделе подписал "меморандум о взаимопонимании" с Александром Звягинцевым, заместителем генерального прокурора Российской Федерации. В этом документе стороны впервые выразили формальную готовность к сотрудничеству.
На прошлой неделе Звягинцев сообщил газете Sunday Times: "Соглашение послужит основой для долгосрочных и конструктивных отношений по вопросам экстрадиции".
Он добавил: "Несомненно, те, чьей экстрадиции добивается Генеральная прокуратура, и те, кто собирается сбежать из России и уйти от правосудия, будут недовольны".
Российские власти намерены вернуть на родину людей, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов и отмывании сотен миллионов долларов через офшорные компании, которые бежали в Лондон.
Первыми в списке идут миллиардер Борис Березовский и чеченский лидер Ахмед Закаев, оба они живут в Лондоне. Кроме них, в списке еще 16 бизнесменов, в основном бывшие администраторы и наемные работники ЮКОСа, крупной российской нефтяной компании, которые были близки к Михаилу Ходорковскому, отбывающему заключение за налоговые преступления. Уже находятся в производстве дела против отдельных фигурантов, и в ближайшие месяцы будут представлены новые просьбы об экстрадиции.
Среди иностранных граждан, разыскиваемых российскими правоохранительными органами, присутствуют руководители ЮКОСа. В августе Генпрокуратура РФ обвинила Стивена Тиди, бывшего исполнительного директора ЮКОСа, а также трех других администраторов в присвоении 10 млрд долларов (5,3 млрд фунтов), принадлежавших компании.
Тим Осборн, глава Group Menatep Ltd., крупнейшего акционера ЮКОСа, бывший финансовый директор Брюс Мизамор и Дэвид Годфри, один из топ-менеджеров ЮКОСа, также проходят по делу. Все четверо отрицают выдвинутые обвинения. Два года назад они переехали из России в Лондон, опасаясь преследований.
Попытки добраться до Березовского несколько раз терпели неудачу, поскольку ему предоставлено политическое убежище. Березовский отрицает причастность к любым преступлениям и настаивает, что все обвинения против него политически мотивированы. Это привело к ухудшению дипломатических отношений.
После подписания соглашения Звягинцев встретился с представителями министерства внутренних дел, Скотланд-Ярда и Службы уголовного преследования. Ожидается, что в течение нескольких недель будут подписаны и другие соглашения о сотрудничестве.
Звягинцев добавил: "(Меморандум) увеличивает эффективность и сотрудничество в сфере экстрадиции".
"Мы будем обмениваться информацией и проводить консультации со Службой уголовного преследования более тесно и регулярно. Кроме того, мы будем искать новые способы борьбы с международной преступностью. Наши следователи будут работать в более тесном контакте с британскими властями".
Служба уголовного преследования заявила: "Соглашение предназначено для поддержания операций по экстрадиции и юридической взаимопомощи между Великобританией и Россией путем усиления сотрудничества между службой уголовного преследования и Генеральной прокуратурой России".
Марк ХОЛЛИНГСУОРТ и Луис АРМИТСТИД