Победа демократов изменит внешнюю политику США

10/11/2006 - 17:53

В пятницу западные СМИ продолжают обсуждать итоги выборов в конгресс США. The Washington Post отмечает, что в мировых настроениях по итогам выборов в США преобладает облегчение.

Для Европы, как и для большей части остального мира, отвержение американскими избирателями в ходе промежуточных выборов во вторник администрации Буша и последующая отставка министра обороны Дональда Рамсфельда подтвердили распространенное мнение, что президент Буш и его политика причинили больший ущерб имиджу США за рубежом и создали больше проблем в международных отношениях, чем при любом другом президенте США в недавней истории.

Фракция социалистов Европарламента, второй по величине блок этого законодательного органа, назвала результаты выборов "началом конца шестилетнего кошмара всего мира".

Сейсмический политический сдвиг в США был встречен во многих частях мира не столько с радостью, сколько с облегчением: к Америке наконец вернулся рассудок. "Американцам понадобилось немало времени, чтобы понять, кого они выбрали и что он сделал с миром", – говорит 56-летний Филипп Бас, чей газетный лоток у парижской станции метро заполнен европейскими газетами с аналитическими статьями по результатам выборов.

Эти же взгляды изложены во многих редакционных статьях по всей Европе. Британская газета Guardian вышла с передовицей "Спасибо, Америка".

"После победы демократов Буш принес в жертву Рамсфельда", – гласил заголовок французской ежедневной газеты Le Figaro в четверг. В редакционной статье в Le Figaro Рамсфельд был назван "символом ужасов американского вторжения в Ирак". Там говорилось также: "Отправив в отставку архитектора непопулярного конфликта, применив санкции против иконы неоконсерваторов, Джордж Буш показал, что он больше не верит в возможность сохранять прежний курс в Ираке".

В редакционной статье британской Daily Mail говорится, что на этих выборах Бушу "заслуженно расквасили нос", но в итоге во главе свободного мира оказался сильно скомпрометированный лидер, лишенный морального авторитета дома и за рубежом".

В придерживающейся жесткой линии иранской газете Kayhan авторы высказали восторг по поводу перспективы политически ослабленного Белого дома. "Правительство Буша волей-неволей будет предпринимать более осторожные политические шаги и вместо того, чтобы вести войну в мире, будет вынуждено сражаться в политических схватках с демократами".

В другой статье The Washington Post указывает на то, что демократы могут потребовать усиления диалога с противниками США.

Победа демократов в конгрессе усилит позиции законодателей, которые постоянно требовали от администрации Буша начать переговоры с главными противниками страны, такими как Иран, Северная Корея и Сирия. Возрастет давление на Белый дом с целью добиться отказа от ограничений или условий, выдвигаемых для начала подобных переговоров.

Будущие председатель комитета сената по международным отношениям и председатель комитета платы представителей по международным отношениям – сенатор Джозеф Биден-младший от штата Делавэр и конгрессмен Том Лантос от штата Калифорния, соответственно, – долгое время настаивали, что подход администрации к работе с противниками делает ее дипломатию неполноценной. Иран и Сирия – проблемные соседи Ирака, и критики уверены, что неготовность к диалогу с Дамаском и Тегераном мешает положить конец насилию в Ираке.

С тех пор как почти два года назад Кондолиза Райс стала государственным секретарем, некоторые ограничения на отношения с Ираном и Северной Кореей были ослаблены. Администрация отказалась от предложения КНДР о двусторонних переговорах на высоком уровне, однако выразила готовность участвовать в шестисторонних переговорах по вопросу о северокорейской ядерной программе.

Что же касается Ирана, то в нынешнем году администрация предложила начать многосторонние переговоры по иранской ядерной программе – но только в том случае, если Тегеран сначала приостановит обогащение урана. С Ливией диалог практически не велся с тех пор, как против нее были выдвинуты обвинения в организации убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири в 2005 году.

Журнал Time считает, что отставка Дональда Рамсфельда с поста министра обороны США – это неоднозначное благословение для госсекретаря Кондолизы Райс.

Три с половиной года назад, когда США готовились к войне с Ираком, Кондолиза Райс пожаловалась президенту Бушу, что Дональд Рамсфельд не отвечает на ее звонки. В то время Рамсфельд был самодовольным вожаком своей стаи, знаменитостью мирового масштаба, и даже Буш называл его "звездой экрана". Райс была гораздо менее авторитетной, занимала пост советника по национальной безопасности и с трудом добивалась того, чтобы ее услышали среди той неразберихи, которую порождало столкновение мнений в военном кабинете министров.

Те события уже намекали на грядущее противостояние. Хотя на публике Райс и Рамсфельд демонстрировали единство, они терпеть не могли друг друга. Они не сходились ни по одному вопросу, начиная от обращения с заключенными на базе Гуанатанамо и заканчивая вопросом о том, следует ли американцам охранять нефтепроводы в Ираке.

Уход Рамсфельда означает, что Райс пережила в администрации Буша почти всех своих основных соперников. Из нынешних политиков лишь вице-президент Дик Чейни может поспорить с Райс в том, что касается влияния на президента и его внешнюю политику. Но у любой медали есть обратная сторона. Вначале жалуясь на неудачи иракской политики Рамсфельда и расстраивая его планы, Райс в конце концов перехватила из его рук контроль и теперь сама несет ответственность за то, как разрешить ситуацию, считает журнал.

В этом она пока не очень преуспела. В первые месяцы своего пребывания на посту госсекретаря Райс избегала выказывать отношение к Ираку, заявляя, что присутствие в стране 150 тысяч американских солдат означает, что этот вопрос скорее адресован Пентагону. Но подобный аргумент стал утрачивать свою силу, поскольку насилие продолжалось, а все военные решения – за исключением резкого увеличения численности солдат США – оказались неэффективными в борьбе с мятежниками.

Райс больше не нужно беспокоиться о том, отвечает ли Рамсфельд на ее звонки. Теперь ей придется давать собственные ответы, указывает издание.

В другой статье Time пишет о том, что новый министр обороны США Роберт Гейтс может изменить подход к иранскому вопросу.

Если Роберт Гейтс заменит в правительстве Буша ушедшего министра обороны Дональда Рамсфельда, то можно ожидать, что он попытается склонить президента Буша пойти на переговоры с иранскими лидерами. До сих пор Буш избегал подобных действий. Гейтс высказал свои взгляды по иранскому вопросу в середине 2004 года, когда вместе со Збигневым Бжезинским – советником президента Картера по национальной безопасности – возглавил рабочую группу, опубликовавшую доклад под названием "Иран: время для поиска новых подходов".

Группа специалистов, созданная Советом по международным отношениям, пришла к выводу, что США необходимо вступить в прямые продолжительные переговоры с Тегераном, несмотря на его неготовность сотрудничать (а, по сути, именно из-за нее).

"Исламская Республика, судя по всему, держится достаточно прочно, страна не стоит на пороге революционного переворота, – заключила группа. – Силы, стремящиеся сохранить в Иране существующую систему, крепко удерживают контроль над страной и представляют собой единственный подлинный источник власти. Неотложность вопросов, связанных с (иранской) проблемой, требует, чтобы Соединенные Штаты пошли на переговоры с существующим режимом, а не дожидались его падения".

Если судить по ранее звучавшим заявлениям, Гейтс, кажется, хочет показать, что найдет выход из ядерного тупика. Вероятно, он разделяет стремление европейцев к переговорам с Ираном по более широкому кругу вопросов. Их целью должно стать не только решение вопроса о его ядерных амбициях, но также о поддержке, которую Иран оказывает "Хизбаллах" и "Хамасу", и о характере его вмешательства в дела Ирака.

Администрация Буша рассчитывает, что ее точку зрения до Тегерана донесут европейцы и русские, а также пытается – пока без особого успеха – организовать народное сопротивление режиму внутри страны. Однако многие аналитики полагают, что, несмотря на это, там набирают силу сторонники жесткой линии, пишет журнал.

Suddeutsche Zeitung продолжает тему внешней политики США, указывая в заголовке статьи, что "Демократы – за новую стратегию в отношении Ирака".

Спустя два дня после выборов бывшая оппозиционная партия усилила политическое давление на Белый дом и потребовала своего участия в определении иракской политики еще до 20 января – даты первого заседания нового конгресса. Демократы объявили, что они работают над законопроектом, требующим от правительства Буша приступить к постепенному выводу войск из Ирака. Одновременно он предусматривает повышение ассигнований на оснащение воюющих соединений.

В четверг стало очевидным, что после отставки министра обороны Дональда Рамсфельда дискуссия о пребывании американских войск в Ираке получила новый стимул. Председатель комиссии сената по обороне республиканец Джон Уорнер, пока остающийся на своем месте, сообщил о предстоящих слушаниях, намеченных на декабрь. Его вероятный преемник, демократ Карл Левин сказал, что он ожидает поддержки плана по выводу войск и от республиканцев. Межпартийная комиссия по Ираку под руководством бывшего министра иностранных дел Джеймса Бейкера не позже начала января должна представить свои предложения по разрешению конфликта.

Тем временем президент Буш продолжает обхаживать новое большинство в конгрессе. После телефонных разговоров с новым спикером палаты представителей Нэнси Пелоси и лидером демократов в сенате Гарри Рейдом в четверг он провел первые переговоры с Пелоси в Белом доме. Еще до этого он подтвердил свою готовность к сотрудничеству: "Я знаю, когда кончается предвыборная кампания и когда начинается работа правительства".

Итальянская La Stampa иронизирует над президентом США в заголовке своей статьи – "Тогда Джордж Буш побежал за помощью к папе".

Морин Доуд, влиятельная журналистка, придерживающаяся либеральных взглядов, автор редакционных статей в New York Times, назвала это "инверсией типа эдипова комплекса" в вопросе о замене Рамсфельда Гейтсом. Речь идет о теории, согласно которой Джордж Буш-младший, когда что-то натворит, всегда бежит к папе, чтобы тот спас его от неприятностей.

Действительно, эта теория как нельзя лучше подходит к нынешней ситуации. В 1988 году Рамсфельд был кандидатом на Белый дом и его поддерживали истинные консерваторы типа Милтона Фридмана, которые сомневались в Буше-старшем и советовали Рейгану сделать ставку на Дональда в качестве преемника. По словам злопыхателей, зная об этом, Джордж Буш-младший поставил Рамсфельда на пост главы Пентагона, чтобы продемонстрировать независимость от отца. Но теперь, когда комбинация не сработала, он попросил верного оруженосца отца спасти его.

Джордж Буш знает, что потерпел поражение из-за Ирака, потому что избиратели упрекают его не только за неправильное ведение войны, но и за стратегическое решение начать эту войну. Чтобы найти презентабельную "стратегию выхода", по типу "соответствующих интервалов" Киссинджера во Вьетнаме, он обратился за помощью к человеку отца. Всего лишь два года назад Роберт Гейтс написал исследование по Ирану для Совета по международным делам вместе с реалистом-демократом Бжезинским. И в то время как неоконсерваторы взывали к смене режима в этой стране, он предлагал диалог с Тегераном, чтобы он мог играть стабилизирующую роль в регионе, пишет газета.

Обзор прессы

Автор: Сергей САХАРКОВ