Ахиллесова пята индустриального общества

09/11/2006 - 12:13

Отключение электричества в субботу вечером показало, насколько уязвима современная цивилизация. Специалисты предупреждали об этом давно

Раньше, когда жизнь была труднее, в голове приходилось держать много вещей: люди волновались, выпадет ли достаточно дождей, чтобы собрать хороший урожай, тревожились, чтобы не заболела скотина и хватит ли запасов, чтобы пережить зиму.

Сегодня все гораздо проще – и одновременно намного сложнее. Никто не задумывается над тем, что вдруг перестанет работать отопление. Никому не приходит в голову, что в какой-то момент остановятся поезда и автобусы, перестанут летать самолеты. Все функционирует, достаточно лишь нажать на кнопку.

Страх перед кнопкой

Но именно нажатие кнопки – это и есть то, от чего у специалистов в области безопасности и борцов с чрезвычайными ситуациями мороз подирает по коже. Ведь то, что включается простым нажатием на кнопку, может так же быстро и выключиться – в результате аварии, перебоев в снабжении электроэнергией или теракта. Последствия катастрофичны. Это демонстрирует даже небольшое – всего на несколько часов – отключение электричества, которое парализовало пол-Европы.

Кристоф Унгер, президент Федерального ведомства защиты населения и помощи при катастрофах, предупреждает о "новых зависимостях" и говорит: "Мы должны ориентироваться на то, что подобная ситуация может повториться". Уязвимость современной жизни сегодня так же высока, как тогда, когда крестьянин боялся града, способного погубить весь его урожай. Но люди, а также целые предприятия этой уязвимости сейчас практически не ощущают.

"Раньше электросети были загружены на 70% своей мощности, – говорит Вольфрам Гайер, глава боннского Центра защиты жизненно важных инфраструктур. – Сегодня инженеры по технике безопасности на энергетических объектах могут об этом только мечтать".

Трехминутная пауза – хаос на целый день

Сегодня по электрическим сетям передается гораздо больше электроэнергии, чем раньше, поэтому уже не удается компенсировать последствия даже мелких аварий.

Угроза редко бывает очевидной: например, в декабре 2004 года без электричества всего на три минуты остался аэропорт Франкфурта – однако прошли целые сутки, пока все самолеты снова стали взлетать и садиться по расписанию. Три минуты без электричества, которые опрокинули всю транспортную систему. Три минуты, которые могут повлечь за собой разрастание хаоса до непредставимых размеров.

Несколько часов без электричества – это еще поправимо, однако и здесь возникают колоссальные проблемы: автомобили не могут покинуть многоярусные стоянки, потому что не поднимаются шлагбаумы. Клиенты банка оказываются запертыми в кассовом зале, потому что не открываются двери. Пассажиры лифта чувствуют себя пленниками, потому что лифт застрял между этажами. Банкоматы не работают. Светофоры отключились. В больницах не функционируют аппараты искусственного дыхания.

"Трудно станет на третий день"

Конечно, в случае реальной опасности должно быть задействовано резервное оборудование – однако, согласно опыту борцов с последствиями катастроф, оно нередко оказывается в нерабочем состоянии. Даже в больницах, где оно жизненно необходимо. Кроме того, если сбой в электроснабжении окажется длительным, дизель, вырабатывающий необходимую электроэнергию, просто остановится.

Несколько часов еще можно перетерпеть, но что станется, если электричества не будет два или три дня? "По-настоящему плохо станет на третий день", – говорит Вольфрам Гайер. Сначала встанут водонапорные станции, так как перестанут функционировать насосы. Затем переполнятся очистные сооружения. У оптовых продавцов продовольственных товаров в холодильниках испортятся все продукты.

На птицефермах остановится процесс подачи кормов, само собой, отключится отопление. Прекратится доставка товаров в супермаркеты – службы снабжения привезли бы их вовремя, но у них отключились компьютеры, которые управляют всей логистикой.

Слабые места

Летом 2005 года Германия в качестве первой реакции на постоянную угрозу приняла национальный план по обеспечению безопасности жизненно важных инфраструктур. Снабжение электроэнергией – это ахиллесова пята западного индустриального общества.

"Если кто-то захочет, чтобы в Европе погас свет, ему всего лишь потребуется найти слабые места в системе электроснабжения", – говорит Гайер, специалист по безопасности на жизненно важных объектах. Если удар будет нанесен одновременно по двум-трем таким местам, это станет причиной "ущерба чудовищного масштаба". Конечно, Гайер не сообщает, где искать эти два-три места.

Некоторые специалисты задаются вопросом, почему исламистские террористы все еще не прибегли к этому средству. И объясняют это психологией данного поколения. Молодые террористы – это дети века интернета. Им нужны фотографии содеянного, фотографии жертв. Они нужны им как знаки, которые средства массовой информации разнесут по всему миру. Парализовав электроснабжение, они выбьют почву у себя из-под ног. Похоже, им это не по душе. Пока еще не по душе.

Аннет РАМЕЛЬСБЕРГЕР

Автор: Сергей САХАРКОВ