ШАХТИНСКОЕ ДЕЛО-2006

26/10/2006 - 14:24

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Мыльно - Тротиловая опера

Бомбист Слава Коломиец прибыл в Шахты вечером 9 июля 2006 года на такси со стороны города Гукова в обнимку с бомбой и своей восемнадцатилетней любовницей Леной. Остановившись в гостинице «Кузбасс», взрывное устройство он решил спрятать в кустах возле отеля, после чего весело отдыхал три дня и три ночи от семейной жизни. Пока внутренний голос не сказал ему: «Пора!».

Повинуясь этому указанию, он немедленно проследовал к дому шахтинского мэра и под недремлющим оком трех видеокамер и ярким светом ртутных ламп заложил бомбу на газоне - просто и незатейливо: «Положил я это взрывное устройство сверху, и оно упало на землю в этих кустах» (к слову сказать, газон и кусты перед домом мэра вполне европейского вида - невысокая, аккуратно подстриженная трава и неплотные кустики выстой сантиметров сорок и шириной около тридцати, в которых сложно спрятаться даже котенку).

Проведя еще шесть дней и ночей в любовных утехах и сменив три гостиницы, бомбист, повинуясь все тому же тайному голосу, решил, что настало время предупредить градоначальника о страшном злодействе, направленном против него и его семьи. Для этого наш диверсант набирает личный мобильный номер мэра (узнать его не составляло труда - позвонил в мэрию, представился «коммерческим директором Ростовского завода» и невидимый собеседник на том конце провода тут же выдал нужную информацию).

Реакция мэра была логичной: «А кто заказчик?». Бомбист отвечать отказался, на это у него не было указаний. И потом, согласитесь, в наш коммерческий век глупо подобные сведения отдавать бесплатно. Как говорится, пусть клиент созреет. А для ускорения созревания Слава начинает посылать эсэмески: «Троим чеченцам или дагестанцам заказали твое убийство за 200 000 долларов»; «Забыл сказать, 100 000 долларов в качестве задатка чеченцы получили, заказчик их торопит»; «Я тебе сказал про закладку возле дома для того, чтобы не пострадали твои дети, а если тебе по херу, можешь не искать, нужен буду, пошлешь сообщение».

Прозорливый читатель наверняка уже удивился многим странностям этого дела. Зачем, например, идя на столь серьезное дело, брать с собой ветреную любовницу и светиться с ней, проживая в трех гостиницах с предъявлением документов и обязательной регистрацией? Почему Слава, никогда ранее не имевший дела со взрывчаткой, так вольно ведет себя с этим фугасом? Что мешало раскаявшемуся бомбисту позвонить анонимно в милицию и сообщить, где заложено взрывное устройство?

СПРАВКА. Шахты - третий по величине город Ростовской области после Ростова-на-Дону и Таганрога (1249,1 тысячи жителей).

Большую часть своей 140-летней истории он был столицей Донбасса. Сейчас, когда большинство шахт закрыто, его называют городом машиностроения, легкой промышленности и стройиндустрии. Если верить справке мэрии, вывешенной на ее сайте, по темпам роста инвестиций в промышленность Шахты опережают даже Ростов.

Понамаренко Сергей Анатольевич, 1965 года рождения, был избран мэром Шахт в феврале 2005 года почти 70 процентами голосов. Энергичен, амбициозен, жесткий руководитель. Имеет три высших образования (в том числе дипломы Академии народного хозяйства при правительстве РФ и Московской высшей школы управления). Кандидат экономических наук. Женат, трое детей. Является одним из основных кандидатов на пост губернатора Ростовской области.

Файман Виктор Валерьянович, 1949 года рождения, заместитель главы городской администрации по административно-правовым вопросам с января 2006 года. До этого работал в уголовном розыске, более 12 лет был начальником шахтинского отдела УБОПа, окончил в 1986 году Академию МВД СССР, полковник милиции. Один из возможных кандидатов на пост градоначальника (на рабочих совещаниях руководства УВД его иначе, как «наш будущий мэр», не называют).

Мэр, вначале не воспринимавший всю эту историю всерьез, 20 июля все же обратился к своему заместителю. Опытный Файман посоветовал никому ничего не говорить, никаких действий не предпринимать, никуда не обращаться - ни в милицию, ни в ФСБ и заверил, что он лично займется этим делом. 21 июля мэр вновь получает информацию о закладке бомбы и опять обращается к Файману. Тот докладывает: ведется сложная оперативная работа, результаты будут. Но поскольку все это со стороны выглядит достаточно странно, Файман решает подстраховаться и составить отношение на имя своего бывшего подчиненного, а ныне исполняющего обязанности начальника шахтинского УБОПа Василия Макеева. Текст следующий: «В период времени с 18 июля по 21 июля 2006 года в адрес сотрудников администрации города Шахты с сотового телефона (указан номер) неоднократно поступали угрозы. Просим пресечь это преступление». И ни слова о том, что есть конкретная информация о закладке дистанционно управляемого фугаса на одном из центральных проспектов, у дома действующего мэра, напротив детского сада.

Между господином Файманом и подполковником Макеевым состоялся весьма интересный разговор, который мы пока не можем привести полностью, в том числе и по цензурным соображениям. Смысл его сводится к тому, что до Макеева доведена информация о заложенном у дома мэра фугасе, но ничего предпринимать ему пока не нужно, чтобы не создавать шумихи. Единственное, что смог «выторговать» подполковник, - три дня. По закону он обязан в течение этого времени проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять соответствующее решение. Файман на это легко согласился. Что-то ему подсказывало, что ровно через трое суток, 27 июля он злодея найдет, преступление раскроет и на победителей прольется дождь наград. Конечно, Макеев очень рисковал. Получив такую информацию, он обязан был немедленно принять меры по оцеплению места предполагаемого теракта и обезвреживанию фугаса, не говоря уже о докладе вышестоящему начальству и в управление ФСБ. Ничего этого он не сделал.

А чем в это время занимается наш бомбист? Живет в свое удовольствие в дорогущем отеле и ждет очередного сеанса с таинственным внутренним голосом, который 27 июля возвестил: звони мэру, встречайся, показывай бомбу, убеди его, что ты террорист не самый главный, но готов назвать главных.

Интуиция не подвела Файмана. Как и было предсказано, 27 июля мэр вызвал его и сообщил: неизвестный доброжелатель назначил встречу у кафе «Кавказ» в 14 часов. Встреча состоялась (в милицию или в ФСБ о ней никто и не подумал сообщить). Файман вместе с пришедшим к «Кавказу» человеком, назвавшимся Славой, отравились к дому мэра, где Слава показал заложенную им бомбу. Доблестный зам рапортует мэру: действительно, на газоне лежит предмет, очень похожий на самодельное взрывное устройство с дистанционным управлением. Ясно видна антенна, свернутая в бухту. Что дальше? Вы не поверите, но после этого вся троица спокойно уезжает в мэрию, никого не предупредив о смертельной находке! Файман это объясняет просто: «Сразу не сообщили в правоохранительные органы, потому что не было времени и надо было немедленно предпринимать меры к предотвращению взрыва, так как, со слов Коломийца Вячеслава, нам было известно, что взрывное устройство подложили какие-то кавказцы, у которых, со слов Коломийца, должен был быть передатчик для посыла импульса и приведения данного устройства в действие. К тому же я и Понамаренко С.А. обещали Славе никуда не сообщать». Далее заместитель мэра на своей служебной машине через весь город везет со своим водителем бомбу в лесополосу, где ее «обезвреживают»: не будучи по специальности взрывотехниками и не имея никакого спецоборудования, осматривают, разбирают и вновь собирают, изъяв только детонатор. В результате этих манипуляций вдали от чьих-либо глаз поверхность устройства лишилась отпечатков пальцев тех, кто его прежде трогал, а само оно, якобы собранное неким чеченским боевиком Али, неузнаваемо преобразилось.

Славу-бомбиста после беседы отпустили, попросив остаться в городе, а бомбу (400 граммов тротила, поражающие элементы) - вы опять не поверите - Файман собственноручно уложил на газон у дома мэра (по-прежнему никуда ничего не сообщая) и отважно уселся рядом в засаду.

Никого не дождавшись, шахтинский Шерлок Холмс вечером следующего дня вместе с Макеевым появился в прокуратуре города и попросил провести осмотр бомбы и возбудить по этому факту дело. Машина правосудия скрипнула и завертелась. Возбуждается уголовное дело по ст. 30 и ст. 105 ч. 1 УК РФ о покушении на убийство гражданина Понамаренко С.А., без указания, что это действующий мэр (покушение на мэpa - террористический акт, ст. 277 УК РФ, исключительная подследственность ФСБ и соответственно оперативное сопровождение ею же, а не бывшими подчиненными господина Файмана из УБОПа, готовыми закрыть глаза на любые несуразности). 29 июля начинают допрос Коломийца в качестве свидетеля. Он детально рассказывает, как криминальная группа чеченцев втянула его, честного безработного, в это злодейство. Дотошно описывает Али и его подельников, практически поминутно расписывает их действия. А через пару дней заявляет, что... пошутил. Никаких боевиков не было, он их придумал. А были предприниматели Кошелев и Долгопятов, отстегнувшие на «акцию» 50 тысяч «зеленых». Вот они-то и есть главные злодеи.

Предпринимателей арестовывают, допрашивают, однако они почему-то не хотят брать на себя роль террористов. Только после недельной «беседы» Кошелев согласился подписать протокол с показаниями, что он посредник и участвовал в этом действии. Правда, в отличие от Коломийца на свободу его после этого не выпустили.

В дальнейшем уголовное дело приняла к производству и прокуратура Ростовской области. Опытные следователи, ознакомившись с действиями Файмана, схватились за голову. Но работа есть работа. Наверх, естественно, никто не рискнет доложить обо всех этих, мягко говоря, нестыковках! Следователи будут расследовать, подследственные - сидеть, а там видно будет.

Между тем 28 сентября состоялась очная ставка двух предпринимателей, якобы замышлявших покушение на мэра. 44-летний Долгопятов и 39-летний Кошелев довольно внятно объяснили, что никого убивать не собирались. По словам, 50 тысяч долларов, выданных Кошелевым Коломийцу, промышлявшему перегоном иномарок из Германии, предназначались для покупки новой модели «Ауди». В Ростове такая машина стоит дорого и ждать надо полгода. Коломиец обещал пригнать за меньшую цену и помочь с растаможкой, а потом элементарно заказчиков «кинул». И чтобы кредиторы не потребовали свои деньги, с помощью влиятельных людей (с которыми, очевидно, поделился) создал им ТАКИЕ ПРОБЛЕМЫ, что у них головы теперь болят с совсем о другом.

Газета «Россия»
04-41-2006
19-25 октября 2006 г.

Автор: Сергей САХАРКОВ