«Очко» для гросса

16/10/2006 - 10:33

«Когда газеты не пишут про меня целую неделю, я напиваюсь, иду в бар и там бью кому-нибудь морду!»

Владимир Крамник – абсолютный чемпион мира по шахматам. Сбылся лозунг президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова: «Чемпионы по всем версиям, объединяйтесь!» 13 лет «с тяжелой руки» Каспарова уживались два направления – классическое и ФИДЕ. В первом только Крамнику удалось потеснить «великого и ужасного Гарри», во втором чемпионы менялись с калейдоскопической быстротой. Но как ни затягивался объединительный процесс, россиянину удалось довести его до финишной прямой. Гроссмейстер Василий Емелин: «Владимир доказал свое превосходство именно за доской. Не только на тай-брейке, но и в одиннадцати фактически сыгранных партиях основного матча, если отбросить очко, просто зачисленное Топалову».

Оценки менялись, как ходы в цейтноте. Сначала писали: Крамник показывает чемпионскую игру, одержав на старте две победы подряд. Потом, когда после «сортирного инцидента», в ходе которого у Владимира «зажилили очко», пришел черед Топалова. В отчетах стояло: в восьмой и девятой партиях Веселин разыгрывает интересные, глубокие варианты. Он и вырвался вперед – 5:4. Ответный удар последовал в воскресенье. На 24-м ходу братушка унизился до рокового «зевка» и Россия торжествовала: с нашей-то техникой! Счет стал равным – 5:5. Тут эксперты стали утверждать, что оба претендента «показывают уровень игры далекий от чемпионского». Язвят: сказывается грозовая атмосфера еще не исчерпанного «туалетного скандала». Подчеркивают: Крамник и Топалов проводят пресс-конференции порознь. Хихикают: после вынужденного рукопожатия вытирают руки о пиджак. Предсказывают: выиграет тот, у кого психика вандалоустойчивая.

На чемпионате мира по шахматам родился вопросик на засыпку: Кирсан Николаевич, в кулуарах говорят, что поссорившимся в Элисте претендентам на шахматную корону вы сделали предложение, от которого они не смогли отказаться, и продолжили матч… Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов ответил, как всегда, дружелюбно: все предложения были только в рамках и правилах ФИДЕ.

– В вашей «шахматной практике» элистинский скандал самый громкий?

В глазах Кирсана Николаевича запрыгали веселые чертики.

– Ну да, - благосклонно кивнул он. – Благодаря туалетам о нас узнал весь мир. 75 миллионов посетителей зашло на наш сайт за два дня. Мой друг Чак Норрис говорил мне: «Когда газеты не пишут про меня целую неделю, я напиваюсь, иду в бар и там бью кому-нибудь морду!» Впрочем, я все равно считаю, что и Крамник, и Топалов – великие шахматисты».

Между прочим, президент ФИДЕ сказал противникам: тот из вас, кто уступит, навсегда станет героем шахмат. Героем стать никто не захотел.

– Кирсан Николаевич, правда, что «сортирным инцидентом» интересовался Владимир Путин?

– Правда. В Сочи форум был, у нас там выставка инвестиционных проектов. Когда Путин обходил выставку и подошел к нашему стенду, я хотел рассказать ему о них. А Владимир Владимирович вдруг засмеялся: что, говорит, у вас туалетная война в Калмыкии? Что, у вас два самых умных шахматиста туалет не поделят? Я говорю: «На то они и умные, даже туалеты делят».

Простой народ, конечно, тоже интересуется – в «очко» играют претенденты или в шахматы? Компьютеры деформировали сознание шахматистов. Более точный ответ пытается найти спортивный психолог Рудольф Загайнов: «Раньше отложенные позиции могли анализировать миллионы любителей шахмат, оставаясь в предвкушении, какой ход будет записан завтра. Это было украшением игры. Теперь компьютер убил шахматы окончательно и бесповоротно».

Большие призовые ставки, по мнению психолога Анатолия Алексеева, не в лучшую сторону влияют на умонастроение гроссмейстеров: «Менеджер Топалова не погнушался ничем, даже развязал «сортирную» войну. Если бы Крамник не прореагировал на все «поносные» выпады болгарской стороны, у него не отобрали бы очко. И тогда он точно бы стал чемпионом…» Это сказано при счете 5,5:5,5.

«Почему из-за нашей жалобы поднялся такой шум? – удивляется болгарский журналист Антоний Йорданов. – Отказ Веселина от совместных пресс-конференций – отступление от регламента, но хамское заявление Крамника (мол, играя с Топаловым, он больше думал о Лиге чемпионов!), на мой взгляд, перевешивает».

А Крамнику вновь досаждают: на вашем столике сразу два бокала с какой-то жидкостью. Протеста за использование двух стаканов не опасаетесь? Владимир вымученно улыбается: «Думаю, два – можно. Вот если бы три…» Черед Топалова. «Веселин, какие эмоции вызывает у вас сидящий напротив человек?» – «Я впервые задумался о том, что Крамник – не только шахматист, но и человек».

В двенадцатой партии на 47-м ходу вновь ничья – 6:6. И – тай-брейк, так называемый шахматный Армагеддон: когда у одного белые фигуры и лишняя минута на обдумывание, зато ничья – в пользу черных. Итог тай-брейка – 2,5:1,5 в пользу Крамника.

Обозреватель Яков Дамский: «Шесть лет назад, победив Каспарова, Крамник играл мало и без блеска. А турнирный боец Топалов тем временем набрал такие обороты, что казалось, никто его уже не остановит. Владимир Крамник остановил!»

Автор: Сергей САХАРКОВ