Туалетная напраслина

09/10/2006 - 11:41
Подпишитесь на ЮФ на

«Притязания Крамника справедливы, но то, что случилось ранее, нас не касается»

Стена, ограждающая шахматных гладиаторов от возможных скандалов, рухнула. Возвели новую, распрощавшись с прежним Апелляционным комитетом. А Владимир Крамник как в воду глядел: «Провокации будут, но какие именно – лучше спросить у другой стороны». Новый комитет обращается к Владимиру Борисовичу: «Дорогой господин Крамник, ваши притязания справедливы. Но, увы, обратились вы к нам понапрасну. То, что предыдущий состав Апелляционного комитета был распущен, еще не означает, что решения, принятые им, могут быть пересмотрены. Если у вас есть претензии к результату шестой и всех последующих партий – милости просим; но то, что случилось ранее, нас не касается». В пресс-центре издевательский хохот: «Да здравствует новый комитет! Да здравствуют хрен и редька в нужной пропорции!» Подброшенное Георгиосом Макропулосом техническое очко менеджер болгарского гросса Сильвио Данаилов должен приравнять к допингу. Подзарядившись, Топалов действительно приобретает «единичку» в восьмой партии (4:4) – после того, как Владимир Крамник (небывалый случай!) три партии подряд играл черными. Веселин позволил себе шутку: «Если моя первая ничья связана с посещением храма, то моя первая победа ни от чего не зависит». И девятая партия осталась за ним. Болгарин вновь старался казаться скромным: «Две победы подряд сами по себе ничего не начат. Это еще не конец матча».

«Крамник разыграл спокойный вариант, частенько являющийся предвестником ничьей, – так комментирует восьмую партию гроссмейстер Констинтин Сакаев, – но в какой-то момент его подвело желание сыграть понадежнее, и вместо продолжения атаки – весьма рискованной, но исходящей из требования позиции, он предпочел внешне безобидный, но непростой и худший для белых эндшпиль. Техника Топалова оказалась на высоте, он и победил».

Почему матч после перерыва был продолжен не с пятой, а с шестой партии? Споры об этом не затихают. Но перевес в нем был за юристами, сотрудничавшими с Международным олимпийским комитетом. Они считают, что «взять назад ход, сделанный пятой партией, – дело подсудное, и оно, несомненно, станет выигрышным для Топалова, если тот обратится с иском в спортивный арбитраж в Лозанне».

Крамник на пресс-конференции говорил, что пятую партию считает не проигранной, а отложенной, требует переиграть ее, и если не получит удовлетворения, то обязательно обратится в суд. Такое уже случалось – однажды Анатолий Карпов, лишь получив изрядную толику денежных знаков, отозвал свой иск к ФИДЕ.

Старый мудрый гроссмейстер Виктор Корчной знает цену закулисным играм. Чем выше ранг соревнований, тем изощреннее попытки сбить с толку противоборствующую сторону. Сам Виктор Львович помнит (по рассказу Михаила Таля): выиграй он в Багио матч у Анатолия Карпова, и, не исключено, что его «уничтожили бы физически». В Элисте, конечно же, все деликатнее, однако Корчной говорит прямо: «Редкий случай, но сегодня я солидарен с Карповым. На месте Крамника я бы просто уехал».

После «сортирного инцидента» (дескать, в туалете россиянин делает не только то, что он там естественно делает) Данаилов демонстрирует свой второй ход – преподносит шахматному сообществу «статистику совпадений ходов гроссмейстера Владимира Крамника с рекомендациями компьютерной программы Fritz 9». То есть речь идет об использовании компьютерных подсказок. Менеджер Крамника Карстен Хензель обращается к главе Исполнительного комитета Валерию Бокаеву: команда Топалова попытается вовлечь Крамника в новый скандал.

Из Элисты дружно пишут: глядя на игру Крамника, можно с уверенностью утверждать, что она абсолютно чемпионская. Наибольший процент совпадений с якобы компьютерными подсказками случился именно во второй партии (где, кстати, Владимир мог получить мат в три хода), доказывает очередную напраслину Данаилова. У среднего гроссмейстера процент совпадений с компьютерными рекомендациями может достигать двух третей, даже 70 процентов. У шахматистов экстра-класса процент повышается до 80, а иногда цифра зашкаливает и за 90-процентную отметку.

Не исключено, что Кирсан Илюмжинов выступит одним из претендентов на пост главы мирового олимпийского движения. Он поясняет: лишь для того, чтобы привлечь внимание к шахматам и продолжить борьбу за то, чтобы шахматы были включены в программу летних или зимних Игр. Может быть, это отвлекло Кирсана Николаевича от возможности в нужный момент продемонстрировать всю полноту своей власти? А может быть, побоялся спугнуть спонсоров? Кажется, Топалов расценил это, как проявление слабости и не явился на пресс-конференцию. Это очередное нарушение регламента и подписанных контрактов. «Топалову в этом матче позволено все!» – отмахивается Владимир Крамник (в десятой партии у него было огромное преимущество: сначала лишняя пешка, затем ладья против слона, счет стал 5:5).

«Потеряв статус крупнейшего шахматного праздника, – передает из Элисты обозреватель Яков Дамский, – матч во веки вечные будет попахивать своим туалетным скандалом. Сейчас это чувствуется особенно сильно. Вот предложил Президент России видоизменить в стране так называемый игорный бизнес, и в роли одного из четырех планируемых российских Лас-Вегасов была названа Калмыкия. Все местные телевизионные выпуски сообщили о том, что глава республики на эту тему разговаривал с вице-спикером Государственно думы Жириновским, но никто не сказал, что начало беседы звучало примерно так: «Кирсан, как там твои гроссмейстеры чувствуют себя в туалетах? Если они довольны, давай тогда о деле…»

Поэтому и говорит Виктор Корчной: «Трудно поверить, что благодаря туалетным скандалам добавится количество спонсоров. Все-таки это довольно-таки грязное паблисити. На месте Крамника я бы просто уехал». Будто забыл Виктор Львович, что призовой фонд составляет 1 200 000 долларов, которые гроссмейстеры поделят поровну вне зависимости от исхода матча. Как тут уедешь!..

Автор: Сергей САХАРКОВ