«МНЕ СНИТСЯ МИРНЫЙ ГОРОД ГРОЗНЫЙ...»
Алу Алханов, с самого начала ставший на путь оппозиции Джохару Дудаеву, соратник первого президента Чеченской Республики Ахмата-хаджи Кадырова, переживший несколько покушений на свою жизнь, прошедший путь от простого милиционера до министра МВД республики, а затем, после трагической гибели А. Кадырова, ставший президентом ЧР, неохотно вспоминает о прошлом. И это понятно: ведь сегодня в одной команде с ним и люди, с которыми еще несколько лет назад сражались, как говорится, «по ту сторону баррикад». Теперь же их объединяет общее дело – восстановление обескровленной Чечни и беспощадная борьба с теми, кто до сих пор не хочет мира своей родной земле.
– Алу Дадашевич, ваше первое громкое решение, которое вы приняли в свое время, став министром внутренних дел Чечни, – это амнистия бывших боевиков и даже их трудоустройство в системе МВД. Это был очень смелый шаг...
– Это был правильный шаг. Несмотря на то, что в обществе он повлек всплеск споров и непонимания. И это меня не удивляет – ведь понять сегодняшнюю ситуацию в Чечне способен не каждый, а лишь тот, кто здесь родился, вырос, служил и знает, что здесь происходит изнутри.
Никто среди чеченского народа не хотел войны. Так же, как никто не хотел распада Советского Союза. Это сделала кучка людей, а остальных натравили друг на друга, прикрываясь именем народа.
За десять лет мы потеряли много бойцов – с обеих сторон. Смерть многих была итогом ошибочно понятых ценностей и пошедших по неверному пути вместо того, чтобы служить нашей общей Родине. И сейчас, если допустить подобные постановки вопросов из области «служить или не служить» в отношении к однажды оступившимся молодым людям в армии или милиции, мы снова обрекаем их на преступный путь.
– Положительно. Для того, чтобы вести борьбу с терроризмом, нет большой необходимости «держать под рукой» огромное количество сил и средств. Конечно, благодаря нашей совместной работе с федеральными силовыми структурами в республике ликвидирована не одна группа бандитов. Но наша главная сила здесь – хорошо налаженная агентурная сеть, оперативно-розыскная работа, знание людей и местности, профессионализм республиканских спецподразделений. Их бойцы, в случае необходимости, не задумываясь, отдают жизнь за успех любой операции. Ведь их связывает больше, чем верность Присяге. Их связывает любовь. Любовь к своей родной земле, своим семьям, матерям и сестрам, отцам, братьям и друзьям.
– В свое время Ахмат Кадыров выступал с предложением пустить все доходы от нефтяного комплекса в республиканский бюджет. Правда – безуспешно...
– Средства, полученные от экспорта чеченской нефти, могли бы целиком идти на восстановление разрушенной республики. И об этом я говорил Президенту России Владимиру Владимировичу Путину. Он со мной согласился. Сейчас республика не получает даже половины средств от этих доходов. Добыча нефти всегда была нашей основной бюджетообразующей отраслью, а Чеченская Республика – одним из самых процветающих регионов юга страны. До войны у нас были сильный социальный сектор и мощная экономика, а теперь мой народ живет хуже всех на Северном Кавказе.
Из-за пагубной политики некоторых чиновников федерального центра мы имеем то, что имеем. И я не волшебник, чтобы вернуть все назад в одночасье.
Я думаю, что многим жителям республики, как и мне, снится процветающий красивый город Грозный – таким, каким он был раньше, десятилетия назад. Первые конкретные шаги уже сделаны. Интенсивно восстанавливается центр города. Наступивший 2006 год станет годом города Грозного.
С учетом поддержки Владимира Владимировича Путина, хорошие предпосылки для восстановления и развития, на мой взгляд, у нас сегодня есть.
Сейчас у нас другая Россия, у России – другой Президент. И я очень надеюсь, что в будущем будет и другая Чечня.
– Одни из ключевых проблем предложенного варианта «Договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой» – проблемы нефтегазового комплекса и конкретно нефтяной отрасли республики. Одна из них - то, что «Грознефтегаз», дочернее предприятие «НК Роснефти», не имеет своей лицензии на право добычи нефти. Возможно ли решение этой проблемы?
– В случае передачи лицензии «Грознефтегазу» «НК Роснефть» ничего не потеряла бы. Мы ведем речь о национальной компании, мы говорим о передаче лицензии. Сегодня республика за операторские услуги, за счет нефти, получает порядка 250 млн рублей. Это налог на прибыль. А передача одной лицензии позволила бы дополнительно получить в бюджет республики свыше двух миллиардов рублей. К примеру, сейчас решается вопрос о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода силами компании «Роснефть». Его мощность составит до трех миллионов тонн в год. Считаю, что эту задачу можно было бы решить. В ходе одной из встреч Владимир Владимирович Путин пообещал переговорить по этому вопросу с председателем правительства.
– Как проходит процесс восстановления экономики республики и что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы ускорить его?
– Пока темпы восстановления нас не удовлетворяют, но мы планируем привлечь к восстановительным работам дополнительно местные строительные фирмы и организации, которые имеют необходимый опыт и материально-технический потенциал для производства работ, что позволит также создать дополнительные рабочие места, поскольку проблема безработицы продолжает нас беспокоить.
Планируем привлечь средства инвесторов – в частности, для застройки площади «Минутка» в Грозном. Идет подготовка четырех площадок для строительства нового высотного жилья. Работы на этих площадках уже начались.
Главное в этом вопросе – то, что с 2005 года правительство республики стало генеральным заказчиком восстановления социально-экономической сферы. Это означает, что правительство будет само определять приоритеты восстановительных работ, и контроль над ними будет осуществляться без посредников и распыления средств. До этого заказчиками восстановительных работ, помимо Дирекции по финансированию, которая находилась в Москве, являлись более 20 федеральных министерств.
– Как складываются отношения Чеченской Республики с другими регионами России?
– В июле 2005 года в Нальчике прошло заседание представителей субъектов ЮФО и Ассоциации экономического сотрудничества «Северный Кавказ». На нем в целях оказания конкретной помощи субъектами округа в восстановлении республики был принят ряд решений, рекомендаций и предложений, направленных на проведение работы по участию в восстановлении экономики и социальной сферы Чеченской Республики и оказанию гуманитарной помощи.
Подписан ряд соглашений о дружбе и сотрудничестве между регионами. В их числе: Санкт-Петербург, Башкортостан, Кемеровская, Челябинская и другие области. Прошла акция «Поезд дружбы», маршрут которого проходил через всю Россию, ее участники побывали в двадцати двух городах страны. Во всех субъектах, где побывала наша делегация, были подписаны важные соглашения, преимущественно социально-экономического характера.
19 января в Грозном состоялось открытие совместного с заводом «Электропульт» (Санкт-Петербург) предприятия.
Все это в совокупности существенно увеличивает возможность интеграции нашей республики в общероссийское экономическое, культурное и информационное пространство.
– В прошлом году вы посетили несколько стран Ближнего Востока. Какова была цель поездок и каковы их результаты?
– Цели были больше политического и культурного характера, но результаты оказались шире.
Нами двигало, в первую очередь, желание донести правдивую информацию о происходящих в Чеченской Республике событиях, установить полезные контакты с культурной элитой, предпринимательск
им кругами Сирийской Арабской Республики и Иорданского Хашимитского Королевства.
В ходе встреч, проведенных в этих государствах, поднимался широкий круг вопросов. Была предложена и конкретная помощь. К примеру, на встрече с министром промышленности и развития Иордании Шерифом Азз-Зуаби был рассмотрен вопрос о строительстве в Чеченской Республике при непосредственном участии иорданской стороны крупного фармакологического предприятия.
Но, главное, то, что мы сошлись во мнении, что действия экстремистов, прикрывающихся исламской идеологией, не имеют ничего общего с религией. В этой связи затрагивались и вопросы сотрудничества и обмена делегациями представителей религиозных организаций. Руководство этих стран выразило желание принять на учебу в духовные образовательные учреждения молодых людей из Чеченской Республики.
– Спасибо за откровенность.