РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ТРЕБУЕТ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

17/05/2006 - 22:50
Подпишитесь на ЮФ на

Проблемы финансового контроля в условиях реформы местного самоуправления обсудили руководители контрольно-счетных органов субъектов ЮФО на совещании в Ростове-на-Дону.
По словам принявшего участие в совещании заместителя председателя Счетной палаты России Александра Семиколенных, в условиях реформы местного самоуправления важно наладить эффективное распоряжение финансовыми и материальными ресурсами местного самоуправления. Государство должно помочь гражданам и избранным ими представительным органам местного самоуправления организовать эффективный, профессиональный внешний контроль. Для создания этого, по мнению А. Семиколенных, необходимо внести поправки в федеральное законодательство: Бюджетный кодекс и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающие обязательность проведения внешнего контроля за муниципальными ресурсами. Необходимо, не нарушая самостоятельность муниципалитетов, наделить Счетную палату России и контрольно-счетные органы субъектов полномочиями по осуществлению контроля за формированием и исполнением муниципальных бюджетов.
Необходимо также включить в Бюджетный кодекс положения, на основании которых проекты местных бюджетов должны утверждаться на основании данных о результативности и эффективности бюджетных расходов и качестве предоставляемых услуг, с использованием метода бюджетирования по результатам.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, председатель отделения Ассоциации контрольно-счетных органов РФ в ЮФО Валерий Хрипун обобщил основные положения, прозвучавшие в выступлениях участников совещания. Он также проинформировал об изменениях, которые произойдут в системе внешнего финансового контроля Ростовской области. Так, уже подготовлен пакет предложений по внесению поправок в областное бюджетное законодательство, которые будут на днях рассмотрены Законодательным собранием области.
Суть их, прежде всего, состоит в изменении походов к проведению контроля в муниципальных образованиях. Если раньше Палата проводила комплексные проверки бюджетов муниципалитетов, то с января 2006 года, заходя с проверкой в муниципальное образование, Палата должна будет проверять соблюдение органом местного самоуправления бюджетного законодательства и другие дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов. Как отметил в своем выступлении Валерий Иванович Хрипун, «уже сейчас понятно, что для обеспечения качественного внешнего контроля в подавляющем большинстве муниципалитетов нет ресурсов: ни финансовых, ни кадровых, ни методических». Поэтому в этих условиях надо вести речь не столько о формальном создании контрольно-счетных органов в муниципалитетах, сколько о том, каким образом осуществлять финансовый контроль бюджетов муниципального уровня. В Ростовской области основная нагрузка по контролю за исполнением муниципальных бюджетов ложится на областную Контрольно-счетную палату. Поэтому уже с 15 сентября планируется увеличить штатную численность Палаты на 31 человека.
Подводя итоги совещания, его участники приняли решение о необходимости усиления государственного контроля за формированием и использованием бюджетных средств на всех уровнях, включая создаваемые муниципальные образования. Руководители контрольно-счетных органов субъектов ЮФО поддержали предложения заместителя Счетной палаты России А. Семиколенных о необходимости внесении изменений в Бюджетный кодекс, в частности, положений об использовании метода бюджетирования по результатам при формировании местных бюджетов.

Автор: Сергей САХАРКОВ