<b>Рекомендации «круглого стола» по формированию программы устойчивого развития Северного Кавказа</b>
ПРОЕКТ
В ходе настоящего заседания «круглого стола» на тему «Программы устойчивого развития Северного Кавказа» в выступлениях докладчиков вниманию участников был предложен анализ целого ряда актуальных проблем, касающихся вопросов улучшения общей обстановки и уровня жизни в Южном федеральном округе.
Устойчивое развитие Северного Кавказа предполагает осуществление целого ряда проектов и мероприятий военно-политического, социально-экономического и идейно-психологического характера, сориентированных на преодоление кризисных явлений, решение назревших проблем, обеспечение целостности и безопасности региона, создание условий для достойной жизни людей.
Принимая во внимание:
- исключительную роль устойчивого развития, нацеленного на сбалансированное решение социально-экономических задач Северо-Кавказского региона;
- обеспокоенность общественности будущим Российской Федерации и ее субъектов, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать реализацию следующих мероприятий:
В социально-экономической сфере
1. Правительству РФ совместно с администрациями субъектов федерации ЮФО - составить детальный экономический паспорт (своеобразный экономический кадастр) региона, для выработки тактики и стратегии его развития. В паспорте должны быть отражены достоверные и полные сведения о природно-ресурсном потенциале региона, лимитирующих факторах его развития, динамических качествах, отраслевой, функциональной и территориальной структуре, рынке труда и демографических параметрах, воспроизводственной структуре, емкости внутреннего рынка, состоянии секторов материального производства, инвестиционном климате в регионе и т.д.
2. Правительству РФ совместно с администрациями субъектов федерации ЮФО - разработать программу максимальной легализации экономической деятельности в Северо-Кавказском регионе, в которой предусмотреть механизмы обеспечения финансовой прозрачности использования выделяемых средств, передачи доходов из потенциально теневых сфер экономики (производство нефтепродуктов, алкогольной и табачной продукции, икры и рыбопродуктов, розлив минеральных вод и т.д.) в региональные бюджеты.
3. Правительству РФ - дать оценку ходу реализации федеральной целевой программы "Юг России", принять необходимые меры для достижения программных целей, компенсации недофинансированных проектов ФЦП "Юг России" за 2002-2004 годы. Центр разработки и принятия решений в части выполнения федеральной целевой программы сформировать непосредственно на территории Южного федерального округа.
4. Министерству транспорта РФ - приступить к реализации проекта строительства альтернативной платной автодороги "Кавказские Минеральные Воды - Черкесск - Лаго-Наки - Красная Поляна", которая станет продолжением дороги "Элиста - Кавказские Минеральные Воды". Это позволит резко оживить социально-экономическую ситуацию как минимум в половине регионов Северного Кавказа. Главная цель строительства дороги - обеспечение круглогодичного автомобильного сообщения между Кабардино-Балкарией, Кавказскими Минеральными Водами, Ставропольским краем, Калмыкией, Карачаево-Черкесией, Адыгеей и Черноморским побережьем. Обоснованием целесообразности строительства является определение генерального направления проектируемой трассы, установление величины транспортного потока, который будет следовать по данному направлению, установление категории дороги, определение мероприятий по реализации проекта, объемов работ, стоимости строительства.
5. Правительству РФ - сформировать перечень объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в т.ч. по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе, при этом максимально учесть мнения депутатов Государственной Думы РФ, высказанные в ходе работы над бюджетом-2005 а также потребности регионов Юга России, относящихся к группам регионов с уровнем социально-экономического развития низким и крайне низким, для создания условий их социально-экономического укрепления и развития.
6. Правительству РФ - принять меры к восстановлению более высокими темпами сельскохозяйственного производства в субъектах федерации Северного Кавказа традиционных отраслей сельского хозяйства - животноводства и овцеводства, виноградарства, садоводства, рисоводства, производства овощей, орехоплодных культур и т.д.
Помимо создания равных условий конкуренции для отечественной и импортной винодельческой продукции, требует ускорения принятие Закона РФ "О винограде и вине", обеспечивающего правовую основу для производства высококачественной продукции.
Необходимо разработать целевую программу по водообеспечению и развитию мелиорации, принять меры для приостановления процесса банкротства сельскохозяйственных организаций в регионе.
7. Правительству РФ, администрациям субъектов федерации ЮФО - в целях обеспечения наибольшей занятости населения предусмотреть в региональных бюджетах выделение средств на софинансирование развития традиционных отраслей сельскохозяйственного производства (виноградарство и виноделие в Дагестане, коневодство и овцеводство в Калмыкии, животноводство в большинстве субъектов федерации Северного Кавказа).
8. Министерству транспорта РФ - принять меры для ускоренной реализации проекта создания транспортного коридора "Север-Юг", "Восток-Запад", включая проработку проекта воднотранспортного соединения Каспийского и Азовского морей с учетом расширения существующей гидротранспортной Манычской системы для прохода кораблей класса "река-море". Задействовать потенциал Махачкалинского морского торгового порта, порта Логань в Калмыкии, железной дороги и соответствующей ей инфраструктуры, имеющихся в регионе автомобильных дорог. Осуществление этих планов поможет успешной интеграции экономики России и экономик стран Ближнего Востока, Ирана и Турции.
9. Правительству РФ - ускорить проектирование и строительство нового газопровода "Джубга-Лазаревское-Сочи". Это позволит улучшить газификацию приморских территорий ЮФО (городов Сочи и Туапсе, Туапсинского района). В настоящее время обеспечение газом этих территорий осуществляется по магистральному газопроводу "Майкоп-Самурская-Сочи"), построенному около 30 лет назад. Отдельные его участки ежегодно подвергаются воздействию стихии в виде оползневых явлений, поэтому для обеспечения безопасной эксплуатации пропускная способность газопровода была сокращена вдвое. ОАО "Газпром" оттягивает начало проектирования нового газопровода. Завершена только ведомственная экспертиза обоснования объемов инвестиций в строительство, которое должно рассматриваться на Экспертном совете при Правительстве РФ.
10. Правительству РФ - принять меры для улучшения положения дел в топливно-энергетическом комплексе. Для этого включить региональные работы по поиску новых перспективных направлений геологоразведочных работ на нефть и газ на шельфах Черного и Азовского морей в проект долгосрочной государственной программы "Изучение недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья в 2005-2010 годы и на период до 2020 года". Отработать механизм применения корпоративных цен, обеспечивающий ограничение их влияния на финансовое состояние предприятий нефтедобывающей отрасли.
11. Правительству РФ совместно с администрациями субъектов федерации ЮФО - создать условия для развития гидроэнергетического комплекса республик Северного Кавказа. Продолжить работы по осуществлению ввода в эксплуатацию 3-го и 4-го энергоблоков Ирганайской ГЭС в Дагестане (в 2005 году строительство будет профинансировано более чем на 1,208 млрд рублей), каскада Нижне-Черекских ГЭС (Аушигерская и Советская ГЭС) в Кабардино-Балкарии. Пусковой комплекс Аушигерской ГЭС сдан в эксплуатацию в 2002 году. Для строительства пускового комплекса Советской ГЭС необходимы финансовые ресурсы в объеме 80.46 млн. долларов. Источники финансирования могут быть следующие: инвестор (банк "Центрокредит") выделяет 48.93 млн. долларов, из которых 34.32 млн. долларов - денежные средства и 14.61 млн. долларов - лизинг. Правительство КБР - 15 млн. долларов (по 5 млн. долларов в год). Строительство Советской ГЭС должно быть завершено в 2007 году.
12. Правительству РФ совместно с администрациями субъектов федерации ЮФО - в целях обеспечения политической и социальной стабильности в регионах ЮФО в кратчайшие сроки организовать массовое строительство социально-доступного жилья и создание рабочих мест, используя механизмы федеральной внебюджетной целевой программы "Социальное жилье", разработанной по инициативе Комитета Госдумы РФ по обороне и предусматривающей для этих целей приоритетное использование внебюджетных источников финансирования, ипотечное жилищное кредитование и государственное, внебюджетное рефинансирование, а также мобилизацию внутренних резервов самих регионов. Программа предусматривает в том числе строительство жилья в сельской местности в комплексе с предприятиями по переработке и производству сельскохозяйственной продукции, обеспечивающими трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и других категорий граждан, изъявивших желание работать в сельском хозяйстве.
(Наработки по программе имеются).
Источники финансирования программы "Социальное жилье": заемные, инвестиционные средства - как государственные, так и негосударственные.
Государственные:
- Временно свободные средства Сбербанка РФ;
- Временно свободные средства внебюджетных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования);
- Временно свободные средства государственных страховых компаний;
- Государственные инвестиции;
- Средства от утилизации вооружения, техники и боеприпасов;
- Доходы от реализации излишествующего военно-технического имущества;
- Излишествующие федеральные земли, находящиеся в оперативном управлении силовых структур.
Негосударственные:
- Банковский капитал;
- Страховой капитал;
- Временно свободные средства негосударственных пенсионных фондов;
- Личные средства граждан - членов ЖСК;
- Корпоративный и частный инвестиционный капитал;
- Средства фирм-участников программы "Социальное жилье";
- Привлеченные средства населения за счет реализации ипотечных ценных бумаг (закладные, жилищные облигации и др.).
13. Министерству информационных технологий и связи РФ разработать программу развития альтернативных видов связи (в первую очередь сотовой) в субъектах федерации Северо-Кавказского региона. Реализация данной программы не потребует дополнительных финансовых затрат, зато значительно оживит экономическую и социальную жизнь в регионе. Помимо этого есть возможность создания на территории Южного федерального округа сети профессиональной подвижной радиосвязи стандарта ТЕТРА. Реализация данной программы позволит за счет налаживания надежной оперативной радиосвязи всех федеральных и муниципальных органов, принимающих участие в создании новой системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Северного Кавказа, обеспечить эффективность борьбы с терроризмом.
14. Правительству РФ - последовательно устранять барьеры на пути развития курортного и туристического бизнеса. Необходимо решить вопрос создания полноценного федерального отраслевого органа, который взял бы на себя координацию функционирования курортно-туристского комплекса. К сожалению, в функции созданного 19 ноября 2004 года Федерального агентства по туризму вопросы курортологии не входят.
Продолжить формирование современного туристского рынка, укрепление материальной базы туризма, расширять географию и многообразие туристических маршрутов. Разработать комплекс мер по предоставлению долгосрочных льготных кредитов для физических и юридических лиц, инвестирующих объекты курортно-туристского комплекса. Рассмотреть вопрос о включении санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха работников и членов их семей в себестоимость продукции предприятия. Ускорить выкуп государством бывшей профсоюзной собственности курортов, которая после приватизации оказалась в большинстве своем бесхозной.
15. Правительству РФ – во исполнение поручения Президента Российской Федерации проработать вопрос о преобразовании г. Сочи и территории Кавказских Минеральных Вод в рекреационные округа, которые являлись бы федеральными курортами в составе соответственно Краснодарского и Ставропольского краев. Такая реорганизация придаст этим, как и другим территориальным округам, права на собственную экономико-финансовую базу, послужит формированию властной вертикали в курортных территориях всероссийских здравниц.
В организационно-административной сфере
1. Правительству РФ - создать в субъектах федерации Северо-Кавказского региона территориальные подразделения Министерства регионального развития РФ - как главные и важные внутриполитические государственные структуры для координирования органов власти в Центре и на местах и урегулирования национальных отношений.
2. Правительству РФ, Государственной Думе ФС РФ - повысить персональную ответственность федеральных министров за положение дел в отраслях субъектов Российской Федерации ЮФО (внести поправки в Закон "О Правительстве", в другие отрасли законодательства). Возобновить практику регулярной кооптации и ротации руководящих кадров в целях приобретения ими более разностороннего практического опыта в различных областях деятельности.
3. Правительству РФ - упразднить систему функционирования КПП, КДП и блок-постов милиции на федеральных трассах и административных границах субъектов федерации ЮФО. Существующие посты не выполняют возложенные на них задачи, они стали рассадниками коррупции среди сотрудников милиции, "кормушками" для нечистоплотных чиновников. Следует возложить функции контроля за транспортным процессом, в том числе и по трассам федерального значения, на мобильные сводные отряды, состоящие из сотрудников МВД, ФСБ, налоговых органов, таможенной службы, которые осуществляли бы ежедневные перекрестные проверки на разных маршрутах. Снятие искусственных барьеров на границах субъектов федерации не ухудшит, а значительно оздоровит ситуацию, серьезно повысит доверие населения к федеральной власти. При этом численный состав работников ГИБДД следует сократить, сосредоточив внимание инспекторов на контроле за соблюдением правил дорожного движения, шире используя формы скрытого патрулирования на трассах и городских улицах.
5. Президенту РФ, Правительству РФ, администрациям субъектов федерации - для проведения научных исследований, в максимальной степени отвечающих сегодняшним реалиям, целесообразно создать в регионе научно-исследовательский Институт проблем Кавказа в системе Южного научного центра РАН, с филиалами и отделениями в каждом субъекте Южного федерального округа, наделив его экспертно-аналитической и координационной функциями в сфере изучения этнических, этнополитических и конфессиональных процессов, а также функцией разработки текущих и долгосрочных предложений для органов государственной власти по оптимизации общественно-политических процессов и этнополитической ситуации на Юге России.
В настоящее время проблематика этнополитических исследований, как правило, локализована пределами субъектов Федерации, не носит системного характера. В то же время, главным образом вследствие миграционных процессов, актуализируются проблемы межрегионального характера. Создание Института проблем Кавказа позволит повысить качество научных исследований, нейтрализует местнические тенденции, нередко сопряженные с националистическим подходом к сложным проблемам региона.
6. Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе ФС РФ - создать необходимые законодательные, административные и социальные условия для обеспечения льготного возвращения всех без исключений россиян, которые волею судьбы оказались за пределами России, но изъявляют желание жить в нашей стране. Спланировать увеличение численности работоспособного населения субъектов федерации ЮФО за счет граждан России, в том числе офицеров запаса и членов их семей.
7. Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе ФС РФ - с целью привлечения к переезду в Российскую Федерацию соотечественников из государств СНГ ускорить принятие Федерального закона "О репатриации", предусматривающего меры государственной поддержки репатриантов, дифференцированной по субъектам Федерации в зависимости от необходимости притока в них дополнительных людских ресурсов. Привлечение соотечественников - носителей русскоязычной культуры - в национальные республики Северного Кавказа позволит повысить удельный вес русского населения, будет способствовать гармонизации межнациональных отношений в регионе.
8. Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе ФС РФ - уделить особое внимание решению крайне тяжелой проблемы беженцев. Уравнять в правах на получение компенсационных выплат тех, кто возвращается в места традиционного проживания, и тех, кто в силу ряда причин не может или не хочет вернуться. В настоящее время возвращающимся в Чеченскую Республику выплачивается по 350 тыс. рублей, а тем, кто остается в других субъектах Российской Федерации, - по 120 тыс. рублей.
9. Правительству РФ - разработать программу возвращения насильственно переселенных народов в места их традиционного проживания (лакцы в Дагестане, ингуши в Северной Осетии, русские в Сунженском районе Республики Ингушетия и т.д.), а также разработать концепции "устойчивого развития поселений и территорий" конкретного региона, с опорой в первую очередь на производственные возможности местной строительной индустрии. Принять во внимание, что названные проблемы можно решить при минимуме вложенных финансовых средств.
10. Министерству регионального развития РФ, Министерству внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службе РФ - усилить контроль за въездом и пребыванием на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.
На Юге России сохраняется высокий уровень нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе нелегальной трудовой иммиграции. Объемы трудовой иммиграции нарастают из Украины, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. Нелегальная трудовая миграция вызывает обострение конкуренции на рынке труда, особенно в строительстве и сельскохозяйственном производстве, выступает в качестве одного из факторов, провоцирующих межнациональную напряженность.
11. Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству финансов РФ, Федеральной миграционной службе РФ - на основании Указа Президента РФ от 6 октября 2004 года № 1285 "О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между Республикой Северная Осетия-Алания и Республикой Ингушетия":
- разработать и утвердить новый механизм предоставления государственной помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, с внесением необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты;
- провести инвентаризацию и определить объем средств, необходимых для решения проблем обустройства граждан, пострадавших в ходе осетино-ингушского конфликта, в том числе:
- на решение жилищных проблем;
-на восстановление инженерной и социальной инфраструктуры;
-определить источники и сроки финансирования указанных расходов.
Выплатить лицам, лишившимся жилья и нуждающимся в государственной помощи, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 274, денежные средства путем единовременного перечисления на их банковские счета, с последующим исключением этих лиц из списка вынужденных переселенцев, имеющих право на получение средств для строительства, восстановления либо приобретения жилья.
12. Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, администрациям субъектов федерации ЮФО - принять участие в организации и проведении форумов представителей традиционных религий Северного Кавказа (православия, ислама, буддизма) для выработки совместных шагов по противодействию распространению в регионе религиозного экстремизма. Принять решительные меры против активизации скрытой интервенции радикальных течений ислама на территории Южного федерального округа, разрушения авторитета духовных лидеров традиционной мусульманской религии.
Продолжить практику обучения православных и мусульманских священнослужителей по специальным программам в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Распространить такую практику на филиалы Академии, действующие в пределах Южного федерального округа.
В настоящее время в Российской Федерации действует т.н. "американская" модель государственно-церковных отношений, уравнивающая в юридических правах традиционные конфессии с тысячелетней историей и религиозные новообразования. Это позволяет тоталитарным сектам и организациям, исповедующим радикальный ислам (ваххабиты), получать официальный юридический статус. Необходимо изучить опыт ряда европейских стран, где традиционные религии находятся в особых юридических отношениях с государством и разработать новую концепцию в соответствии с российскими историческими традициями.
13. Министерству образования и науки РФ - разработать и утвердить на основе обновленной "Концепции государственной национальной политики" "Концепцию государственной этнонациональной образовательной политики".
После принятия в 1992 году "Закона об образовании" основные аспекты национальной политики государства в сфере образования проявлялись в основном в установках на развитие национальной школы. Были определены цели и приоритеты этой школы, содержание образования. В настоящее время, когда процесс становления национальной школы близок к завершению, актуализируется задача дальнейшей гармонизации в сфере образования и, через сферу образования, общегосударственных интересов и интересов народов России. В этих целях необходимо внести коррективы в приоритеты школы. Общеобразовательная школа, будучи основным институтом социализации молодого поколения и развития личности, должна также активно выступить в качестве эффективного фактора формирования толерантности, позитивных межэтнических отношений, в роли инструмента консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию.
14. Министерству образования и науки РФ - в целях укрепления единого образовательного пространства Российской Федерации разработать и внедрить эффективный механизм взаимодействия и сопряжения федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения, определяющих содержание общего образования.
Особое внимание при этом уделить предметам гуманитарного цикла. Содержание федерального и национально-регионального компонентов должно определяться установками на формирование общероссийской идентичности, воспитание учащихся в духе межэтнической толерантности.
В этих же целях:
Включить в учебные программы вузов Юга России в рамках национально-регионального компонента спецкурсы "Геополитика Кавказа", "История народов Северного Кавказа", "История культуры народов Северного Кавказа", "Национальная политика и управление межнациональными отношениями".
Практика разработки национально-региональных образовательных компонентов в регионах выявила ряд проблем:
высокую степень неоднородности имеющихся разработок в количественном отношении (в одних регионах имеются многочисленные вариативные учебно-методические пособия, в других - пособия по отдельным предметам);
большую неоднородность материала в качественном, содержательном отношении (в пособиях регионов излагаются различные, порой противоположные подходы, оценки, интерпретации тех или иных событий), в результате чего страдает научная объективность. Фактически такое построение образовательного компонента превращает его в инструмент политической борьбы, способствует не интеграции образовательного, культурного и политического пространства России, а дезинтеграции этого пространства.
15. Правительству РФ - с целью восстановления гуманистических традиций российского просвещения, а также налаживания утраченных связей с республиками бывшего СССР и восстановления добрососедских отношений между народами наших стран, организовать подготовку специалистов различных областей для Грузии, Абхазии и Южной Осетии в московских, петербургских и других учебных заведениях России. Восстановить для республик Северного Кавказа систему квот по направлению молодежи на учебу в другие регионы Российской Федерации, квот для русских студентов в вузах национальных республик ЮФО.
16. Президенту РФ, Правительству РФ - последовательно проводить политику демилитаризации региона, четко определить статус российских военных баз в Закавказье. Создать необходимые условия для установления на Северном Кавказе "санитарного кордона" по отношению к возможным угрозам безопасности и интересам России. На сегодняшнем этапе развития страны необходимо открыто, четко и ясно заявить всему миру о том, что Кавказ является "зоной национальных интересов России". Кроме того, в целях обеспечения безопасности территорий организовать, используя механизмы программы «Социальное жилье», строительство в приграничных районах Юга России системно расположенных жилых массивов, типа «муниципально-общественный кондоминиум». Такие поселения, обеспечивающие качественные условия постоянного проживания сотен тысяч офицеров запаса и членов их семей, являющихся высококвалифицированным, мобилизационным резервом, способным выполнить задание по охране и обороне территорий в особый период, будут стабилизирующим фактором для демографической ситуации и социально- политической обстановки в регионах ЮФО и в мирное время.
17. Президенту РФ, Правительству РФ - принять активные меры для снижения опасности возможных провокаций и эскалации напряженности со стороны Грузии. Есть острая необходимость в целях налаживания межгосударственных отношений с Грузией и входящими в ее состав республиками, расширения торгово-экономических и культурных связей между нашими странами использовать потенциал исторически сложившихся отношений пяти граничащих с Грузией субъектов РФ. Если одни из них (Чечня, Кабардино-Балкария) имеют довольно напряженные отношения с Грузией, то народы и руководство Карачаево-Черкессии, Ингушетии и Адыгеи на протяжении многих лет развивают с ней дружественные связи, основанные на традициях добрососедства и народной дипломатии.
18. Министерству обороны РФ - изучить опыт дореволюционной Российской армии по формированию подразделений, состоящих из призывников, набранных в национальных окраинах. Такая мера позволила бы использовать потенциал молодых людей, не находящих себе применения в экономике южных республик ввиду высокой рождаемости и массовой безработицы, для охраны объектов и несения службы, к примеру, на Севере, Дальнем Востоке и т.д.
19. Министерству внутренних дел РФ - поддержать и закрепить опыт Республики Дагестан по выкупу оружия у населения. В этой связи следует предусмотреть возможность закладки финансовых средств на эти цели в местных бюджетах.
20. Правительству РФ, администрациям субъектов федерации ЮФО - образовать информационно-пропагандистский центр (ИПЦ) по Северному Кавказу для информационного обеспечения политики РФ на Северном Кавказе. При содействии ИПЦ создать цикл передач на радио, телевидении, публикаций в других СМИ, направленных на пропаганду мира, культуры межнационального общения, взаимной терпимости, сотрудничества и взаимопомощи между народами Российской Федерации. Создать на базе одного из федеральных государственных каналов редакцию "Народы России", освещающую историю, культуру, науку, искусство, весь спектр духовных ценностей народов России. Тем самым в сознании россиян разрушался бы образ врага-южанина. В свою очередь жители национальных республик прониклись бы пониманием мощного влияния, которое оказывают на них российская культура и нравственность как объединяющие и цементирующие силы в единой семье народов.
В законодательной сфере
1. Государственной Думе РФ - ускорить доработку, согласование и принятие проекта федерального закона «О противодействии терроризму» №115259-4, внесенного в ГД РФ 29.11.2004 г. и готовящегося к рассмотрению ГД РФ во втором чтении. Одновременно с этим, начать работу по внесению изменений в сопутствующие его положениям действующие законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты.
Внести необходимые изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части:
- восстановления в УК РФ института конфискации имущества как дополнительного вида уголовного наказания за совершение особо тяжких преступлений, таких как терроризм (ст. 205);
- повышения ответственности и ужесточения контроля (по ст. 73, 205, 220, 221, 222, 223, 226 УК РФ) над производством, хранением, перевозкой и сбытом оружия, его составных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных веществ и др. А также уменьшения возможности для суда назначить за такие преступления условное наказание.
-уточнения квалифицирующего признака "совершение терроризма с применением огнестрельного оружия" (п. "в" ч. 2 ст. 205). Включить в состав квалифицирующих признаков «использование террористами боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств», тем более что п. "к" ч. 1 ст. 63 УК РФ относит их использование к числу обстоятельств, отягчающих наказание;
- нецелесообразности смешения в одной ст. 205.1 УК РФ понятий «вовлечение» и «содействие», в силу различия данных деяний по субъектам и субъективной стороне ввести новую статью «Содействие в совершении преступлений террористического характера»;
- в целях расширения субъектов особо опасных преступлений включить в число возможных субъектов преступного деяния лидеров и членов религиозных общин и течений;
- из-за нецелесообразности смешения в одной ст. 205.1 УК РФ понятий «вовлечение» и «содействие», в силу различия данных деяний по субъектам и субъективной стороне ввести новую статью «Содействие (поддержка) в совершении преступлений террористического характера»;
незаконное изготовление, распространение, а равно хранение в целях дальнейшего распространения материалов, включенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в федеральный список экстремистских материалов.
Разработать и принять проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О чрезвычайном положении» в части введения отдельного вида чрезвычайного положения, вызванного возникновением острой криминогенной обстановки и явной угрозой террористических актов с изложением специальных мер по их ликвидации и закрытого перечня необходимых временных ограничений отдельных прав и свобод граждан соответствующих Конституции РФ и нормам международного права.
Для аграрных регионов в Российской Федерации пересмотреть законодательную базу в сторону:
установления квот на поставку горюче-смазочных материалов по демпинговой цене для сельхозтоваропроизводителей;
возмещения из федерального бюджета части затрат, при покупке всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства;
увеличение объема ассигнований из федерального бюджета на закупку сельскохозяйственной техники по лизингу;
совершенствование антимонопольного законодательства, исключающего неконтролируемый рост цен на энергоносители.
Ускорить доработку и принятие проекта федерального закона №70443-3 «О кредитной кооперации», внесенного Правительством РФ и принятого ГД РФ в первом чтении.
Ускорить доработку и принятие проекта федерального закона №148067-3 «О противодействии коррупции», прошедшего в ГД РФ первое чтение.
2. Рекомендовать судебной ветви власти Российской Федерации - обобщить правоприменительную практику в целях выработки единых подходов к рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел в сфере противодействия терроризму.
Принять высшими судебными органами Российской Федерации документы, обобщающие судебную практику по делам о терроризме, разъясняющие спорные положения законодательства.
3. Верховному Суду Российской Федерации - рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в действующее законодательство по созданию особых коллегий Верховного Суда РФ в составе квалифицированных судей, осуществляющих разбирательство по преступлениям террористической направленности в качестве суда первой инстанции с применением определенных мер безопасности (закрытые слушания). Также рассмотреть целесообразность рассмотрения судом присяжных подобных преступлений.
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации - в целях обновления машинотракторного парка и сельскохозяйственного оборудования в Южном Федеральном округе рассмотреть возможность создания льготных условий по кредитованию сельскохозяйственных предприятий через процедуру лизинга путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
В соответствии с поручением Правительству РФ Президента Российской Федерации ускорить разработку и внесение в ГД РФ проекта федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
5. МВД России и Минэкономразвития России - ускорить доработку проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части регулирования процессов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации) и разработать законопроект «Об основах борьбы с незаконной миграцией» и «О принципах регулирования трудовой миграции».
Необходимо создание базы правового регулирования государственной поддержки переселенческих объединений при общинном обустройстве и других законопроектов, направленных на совершенствование государственного регулирования миграционных процессов и учитывающих в первую очередь интересы коренного населения.
6. Федеральной службе государственной статистики - включить в число постоянно отслеживаемых и публикуемых показателей, показатели, дающие комплексную характеристику миграционных процессов. Разработать перечень таких показателей совместно с заинтересованными ведомствами и экспертами.