2006 ГОД – ГОД КАСПИЯ

17/05/2006 - 21:29

Наступающий 2006 год будет решающим для экономических и политических проектов России на Каспии. «Ближайшие два года станут переломными для Кремля. Они во многом определят перспективы российского влияния в Каспийском регионе. Москва либо значительно усилит свое присутствие в каспийском контуре, либо укрепление России в регионе будет остановлено», – считают эксперты Фонда развития науки, культуры и образования Юрия Андреевича Жданова.
Успех или неуспех России на Каспии аналитики Фонда Жданова, работающие над докладом «Юг России к 2020 году», связывают с несколькими условиями.
Во-первых, ограничение американской военной активности в Передней Азии и на Ближнем Востоке Ираком и Афганистаном. «Расширение американского военного присутствия в регионе сейчас происходит под флагом борьбы с терроризмом и государствами-изгоями. Сегодня есть основания полагать, что США заинтересованы в усилении своего военного влияния в Азии, за счет новых военных кампаний в Сирии и Иране. Одновременно Вашингтон втягивает в свои военные проекты в Азии европейские страны (через НАТО). Силы НАТО сегодня начинают процесс замены американских войск в Афганистане. Не исключено, что освобождающиеся афганские военные мощности США могут быть использованы для агрессии против Ирана или Сирии. Война США с Ираном или Сирией неизбежно парализует экономические и политические проекты России в Каспийском регионе, поскольку они в основном «завязаны» на Иран. Таким образом, укрепление позиций Кремля в регионе будет остановлено с первыми же бомбежками Тегерана», - считают эксперты Фонда Жданова.
Во-вторых, укрепление российского влияния на Каспии зависит от развития отношений со всеми четырьмя каспийскими государствами (Иран, Казахстан, Азербайджан, Туркмения). «Сегодня Кремлю удалось добиться укрепления отношений с правящими политическими элитами в Баку и Астане. Москва активно поддержала режимы Алиева и Назарбаева на недавних выборах (парламентских в Азербайджане, президентских в Казахстане), приложив все усилия, чтобы не допустить попыток «оранжевых революций» в этих каспийских государствах. Однако как поведут себя Баку и Астана в случае военной агрессии США против Ирана – неизвестно. Очевидно, что Россия выступит против войны. Однако нет уверенности в том, что Баку и Астана займут такую же бескомпромиссную позицию. Нельзя исключать, что Азербайджан и Казахстан предпочтут каспийской солидарности сотрудничество с американским оккупационным режимом», – считают эксперты Фонда Жданова. В этой связи, важнейшей задачей российской дипломатии является укрепление «каспийской солидарности», с использованием всех возможных политических рычагов, с подключением к этому процессу заинтересованных сил из стран Европейского Союза.
Наконец, в-третьих, укрепление российских геополитических позиций в Каспийском регионе неразрывно связано с успешной реализацией транзитных транспортных проектов через Каспий. По мнению экспертов Фонда Жданова, южные транзитные проекты имеют в стратегическом отношении даже большее значение для Москвы, чем Северо-Европейский газопровод из РФ в Германию. «Если Северо-Европейский газопровод (СЕГ) призван укрепить позиции Кремля в европейской политике, то от успеха каспийских проектов зависит укрепление позиций России не только в евроазиатской политике, но и в мировой политике в целом», – уверены ждановские эксперты.
По словам аналитиков Фонда Юрия Жданова, «основным вектором экономического развития мира начала третьего тысячелетия является формирование новых трансконтинентальных транспортных коридоров. Мировые интеграционные процессы требуют обеспечения быстрого и бесперебойного движения грузопотоков между промышленно развитыми странами Запада и наиболее динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия и страны СНГ становятся, таким образом, главным поставщиком сырьевых ресурсов, энергии, энергоносителей и международным транспортным перекрестком».
Аналитики Фонда Жданова не сомневаются, что «значительную роль в построении новой мировой экономической системы должен сыграть Каспийский регион». В пользу этого говорит хотя бы такой пример: проект транспортного коридора «Север-Юг» через Каспий, который едва начал реализовываться на практике, уже привел к снижению на 30 процентов цены за перевозку товаров через Суэцкий канал. Очевидно, что после того, как коридор «Север – Юг» заработает на полную мощность, эта цена будет еще снижена.
Важнейшими узловыми точками коридора «Север – Юг» стали порты северного (российского) и южного (иранского) побережий Каспийского моря. Коридор включает несколько вариантов сообщения между Россией и Ираном: паром Лагань – Энзели; железная дорога по восточному побережью Каспийского моря; железная дорога по западному побережью Каспия. Паромная линия представляет на сегодняшний день основу транспортного коридора, причем она может пройти и к другим каспийским портам западного и восточного берегов.
Ключевое звено проекта – создание паромных судов, вмещающих до 380 железнодорожных вагонов (платформы для контейнерных грузов, цистерны для пищевых продуктов и проч.), а также способных перевозить до 500 пассажиров. По словам экспертов Фонда Жданова, немецкие специалисты установили, что груз из Берлина к побережью Персидского залива через Лагань на скоростном железнодорожном пароме, затем в автофургонах по территории Ирана дойдет до места назначения за семь суток – в пять раз быстрее, чем из Северного моря вокруг Европы через Суэцкий канал.

Эксперты Фонда Жданова отмечают, что сегодня развитие транспортной инфраструктуры Прикаспия идет чрезвычайно быстро, причем сразу по многим направлениям. Каспийское морское пароходство ведет работы по углублению дна Урало-Каспийского канала для прохода по нему крупнотоннажных судов, обслуживающих плавучие буровые установки. Компания Burren Energv, финансируемая западными банками во главе с Европейским банком реконструкции и развития, строит в Самаре танкерный флот из 10 судов для работы на Волге и Каспийском море. Два первых танкера из состава этого флота, грузоподъемностью 8 и 5 тысяч тонн, будут работать на перевозках нефти из Актау (морские ворота Казахстана) и Туркменбаши, а также на линии Каспий – Черное море. Для развития последнего маршрута предполагается обустроить перевалочный порт на Черном море (Порт-Кавказ в Керченском проливе) для круглогодичной транспортировки казахстанской и туркменской нефти через Астрахань по железной дороге до Черного моря и дальше. Предполагается также наладить паромное сообщение Актау – Баку – Махачкала.
Сотрудничество России и Ирана в сфере каспийского транзитного проектирования способно привести к поистине революционным переменам в мировой политике. По словам посла Ирана в РФ Мехди Сафари, в ближайшее время Иран начинает строительство судоходного канала «Каспий – Персидский залив». Технико-экономическое обоснование проекта уже разработано: трасса канала пройдет по северо-западу Ирана (по руслу реки Кызылузен) до озера Урмия и далее до реки Шатт-эдь-Араб – общего низовья Тигра и Евфрата, где недалеко от места их впадения в Персидский залив расположены крупнейшие иранские порты Хорремшехр и Абадан. Это – кратчайший путь из бассейна Каспия в бассейн Индийского океана, при транспортировке каспийской нефти в страны Восточной Азии (с их высоким темпом роста энергопотребления), минуя проливы Босфор и Дарданеллы. Необходимость обеспечить экономически целесообразный маршрут бесперебойного поступления нефти Каспия на мировые рынки, минуя черноморские проливы, прямо связана с тем, что Турция в нарушение конвенции Монтре (1936 г.), установившей международно-правовой режим проливов, препятствует танкерному судоходству через Босфор и по сути дела дезорганизует работу нефтяных терминалов в Новороссийске и Туапсе.
По мнению экспертов Фонда Жданова, важнейшим параметром проекта канала «Каспий – Персидский залив» является возможность присоедин
ения к нему Ирака. Посол Ирана в РФ Мехди Сафари уже назвал этот проект ирако-ирано-каспийским транспортным коридором. Северо-восточная граница Ирака отделена от крупнейшего иранского порта на Каспии Энзели всего 330-350 километрами иранской территории. Коридор, как предполагают в Иране, может объединить прокладку нефтепровода и железнодорожной магистрали. По мнению экспертов Жданова, этот проект не может не тревожить Вашингтон, поскольку предполагает тесное сотрудничество Ирака с Ираном. «А такое сотрудничество вполне способно при известных условиях привести к возникновению экономического, а затем и политического альянса Багдада и Тегерана. Это, в свою очередь, способно поставить под угрозу американское влияние в этом азиатском регионе», - уверены эксперты Фонда Жданова.

Такая перспектива выглядит тем более опасной для США, что Иран, по имеющейся информации, рассматривает проект создания новой мировой товарно-сырьевой биржи в Тегеране, расчеты на которой будут производиться не в долларах США, а в евро. Это, по мнению экспертов Фонда Жданова, может нанести серьезный удар по системе американского экономического и финансового мирового господства. «Вашингтон будет рассматривать такой проект как проявление финансового терроризма в отношении США. Для Белого дома иранские транспортные и финансовые проекты сегодня более опасны, чем атаки саудовских террористов 11 сентября 2001 года», – уверены аналитики Фонда Жданова.

В этой связи эксперты Фонда прогнозируют в ближайшие месяцы новые попытки подрыва внутренней стабильности в государствах Каспийского региона (в том числе и в Иране) по уже наработанному сценарию поддержки любых деструктивных сил внутри страны, а если таковых уже не найдется, вплоть до засылки их извне в массовом порядке. Аналогичные прогнозы делаются сегодня и в руководстве Ирана. В минувшее воскресенье, 11 декабря, главнокомандующий Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана дивизионный генерал сейед Яхья Рахим Сафави, выступая перед своими подчиненными, заявил, что «внешние и внутренние враги обеспокоены сплоченностью и единством внутри страны и под различными предлогами, в том числе посредством отсутствия прогресса, пытаются создать межплеменные трения в различных районах страны, в том числе в приграничных».

По мнению экспертов Фонда Жданова, международная инвестиционная активность в Каспийском регионе может стать одним из важнейших инструментов предотвращения эскалации военной напряженности в регионе: «Важность модернизации трансконтинентальных транспортных магистралей в Евразии возрастает пропорционально тому, как к сотрудничеству с Ираном в области нефтегазового бизнеса активно подключаются и России, и Западная Европа». Сегодня в Персидском заливе «Газпром», например, является партнером французской «Тоталь» с долей участия 850 миллионов долларов. «Славнефть» активно осваивает иранский рынок в районе города Ахваз, «Татнефть» – в районе Персидского и Оманского заливов. Между иранской компанией Petro-Pars и итальянским нефтегазовым концерном ENI подписан контракт стоимостью 4,3 миллиарда долларов на освоение месторождения Южный Парс, где запасы газа, по оценке, составляют 10 триллионов кубометров (шесть процентов мировых запасов). Работает на месторождении Южный Парс и «Газпром».

В полной мере значение сотрудничества между Ираном, Россией и Западной Европой в области добычи и транспортировки углеводородов становится ясным в связи с намеченным продлением девятого трансконтинентального транспортного коридора («Север–Юг»). В 1994 году Критским соглашением стран Европейского Союза были определены девять приоритетных направлений развития транспортных связей между Западом и Востоком – девять паневропейских коридоров, три из которых проходят по территории стран бывшего СССР. Девятый коридор (трасса Е-18 «Скандинавия») захватывал маршрут Хельсинки – Санкт-Петербург – Новгород – Тверь – Москва с двумя ответвлениями на Белоруссию и Украину. Впоследствии Россия добилась продления девятого коридора до Черного (Новороссийск) и Каспийского (Астрахань) морей. На II Международной Евро-Азиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге в сентябре 2000 года Россия, Иран и Индия подписали межправительственное соглашение о развитии коридора «Север-Юг». Соглашением предусматривается транспортная связь Северной Европы через порты Ростов-на-Дону, Новороссийск, Астрахань, далее через Каспий и территорию Ирана с Персидским заливом. В ходе петербургской конференции к соглашению России, Ирана и Индии присоединились Казахстан и Оман.
Эксперты Фонда Жданова уверены, что если в Каспийский регион в течение 2006 – 2007 гг. удастся привлечь новых европейских инвесторов, то угроза военного вторжения США в Иран станет менее вероятной. «Но это понимают и американцы. Поэтому если у Пентагона есть планы военной кампании против Тегерана, то они могут быть реализованы в течение 2006-го – начале 2007 г.», – полагают эксперты Ждановского Фонда.
Сегодня, по мнению аналитиков Фонда Жданова, наряду с международными аспектами каспийского сотрудничества, особое значение приобретает внешнеэкономическая деятельность прикаспийских регионов России, входящих в состав Южного федерального округа. Это тем более актуально, учитывая перспективы строительства канала, связывающего Азовское и Каспийское моря (проект «ЕврАзия»).
Бесспорное лидерство в этой сфере сейчас принадлежит Республике Калмыкия и Астраханской области. Калмыкия активно привлекает зарубежные инвестиции для строительства Лаганского порта. Руководители Астраханской области в течение года успешно развивали сотрудничество с Азербайджаном и Казахстаном. Совсем недавно в Астрахани состоялись переговоры между губернаторами Астраханской области и Араратской области Армении о развитии маршрута Армения – Иран – Каспийское море – Россия как составной части девятого транспортного коридора. «Содействие таким контактам сегодня является важнейшей задачей представительства Президента России в ЮФО. Экономическая и политическая работа по вовлечению стран Каспийского содружества в сотрудничество с прикаспийскими регионами РФ сопоставима по своей важности для страны с борьбой с террористическим подпольем в Чечне и на всем Северном Кавказе, а в долгосрочной, стратегической политической перспективе является едва ли не более важной», – уверены эксперты Фонда Юрия Жданова.

Автор: Сергей САХАРКОВ