«ДАГЕСТАН И ТАК НАХОДИТСЯ ВО ВНЕШНЕМ ФИНАНСОВОМ УПРАВЛЕНИИ»
В ТОМ ЧИСЛЕ И В ДАГЕСТАНЕ, РЕДАКЦИЯ «ДАГЕСТАНСКОЙ ПРАВДЫ» ОБРАТИЛАСЬ ЗА КОММЕНТАРИЕМ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РД АТАЮ АЛИЕВУ. ВОТ ЧТО ОН ЗАЯВИЛ:
– Можно понять желание федерального центра повысить эффективность использования органами власти и управления субъектов РФ финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета. И можно положительно оценить стремление полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Д. Козака и его аппарата найти новые механизмы, позволяющие достичь этой цели.
Однако неоднократные заявления о возможности введения внешнего финансового управления в некоторых субъектах РФ вызывает и вопросы. Во-первых, в Бюджетном кодексе РФ уже предусмотрена такая возможность, наступающая при определенных обстоятельствах. В этом и ряде других законодательных актах определены и меры по осуществлению финансового контроля за расходованием бюджетных средств. Более того, мною от имени правительства Республики Дагестан подписано соглашение с Министерством финансов России «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Дагестан, а также осуществления контроля за их исполнением». В нем говорится, что правительство Республики Дагестан как получатель дотаций обязано строго соблюдать бюджетное законодательство, должно обеспечить переход на кассовое обслуживание республиканского и местных бюджетов в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан, обязывается не допускать увеличения числа бюджетных учреждений и численности работников бюджетной сферы и органов государственной власти, не принимать решений о повышении оплаты труда государственным и муниципальным служащим, а также ежеквартально предоставлять отчет по исполнению принятых обязательств. Оговорено также, что по поручению Министерства финансов России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением бюджета РД в 2005 году.
В рамках этого же соглашения с Министерством финансов РФ ведется согласование проекта республиканского бюджета РД на 2006 год.
Во-вторых, наша республика первой уже с 2000 года перешла на казначейскую форму обслуживания, которая также обеспечивает довольно скрупулезный и оперативный контроль за финансовыми потоками и расходованием бюджетных средств со стороны этой федеральной структуры, входящей в состав Министерства финансов РФ.
В-третьих, нельзя рассматривать дотационность регионального бюджета, которая выдвигается в качестве причины необходимости введения внешнего финансового управления, без учета норм бюджетного и налогового законодательств, а также в отрыве от работы налоговой службы в том или ином регионе РФ. У нас валовой региональный продукт ежегодно в среднем увеличивается на 16%, и на Министерстве финансов России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан лежит обязанность по сбору налогов в субъекте РФ и формированию прогнозов на будущий год, являющихся основой для принятия соответствующего регионального бюджета. То есть и в этом случае вопросы о повышении доходной части бюджета и снижении дотационности следует адресовать федеральному органу власти.
В-четвертых, пора понять, что подавляющее большинство финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета, носят адресный характер и почти сразу перечисляются на зарплату работникам бюджетной сферы и другие социальные нужды. Малейшая задержка с их перечислением или нецелевое использование может обернуться санкциями со стороны Министерства финансов России, которое по упомянутому соглашению в случае невыполнения взятых обязательств вправе приостановить выплату дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Кроме того, это может обернуться социальными протестами населения и скандалами, поэтому говорить о каких-либо масштабных хищениях, о чем иногда пишут журналисты центральных газет, просто несерьезно.
В итоге можно сказать, что по сути Дагестан и так находится во внешнем финансовом управлении. Поэтому не совсем понятно, какие полномочия в республике будет исполнять новое должностное лицо, назначаемое федеральным центром, и которое, судя по заявлениям, будет только оказывать помощь органам власти субъекта РФ.
Более того, мы не против, если федеральные органы власти возьмут управление отраслями народного хозяйства в свои руки, но тогда и ответственность за состояние школ, больниц и экономическое развитие ляжет на них. Уверен, что вряд ли они справятся с накопившимися проблемами лучше.
Ну, и, наконец, хочу спросить у оппонентов, можно ли добиться более существенных результатов в социально-экономическом развитии региона с 2,5-миллионным населением, который считался и до сих пор считается депрессивным при ежегодном финансировании по федеральным целевым программам в объеме около полумиллиарда рублей и который по воле истории, в связи с событиями в Закавказье и в соседней Чеченской Республике в течение многих лет находился в экономической блокаде? Уверен, что нет. Почему не принимается во внимание то обстоятельство, что сложное финансовое состояние в республике сложилось по объективным причинам и во многом связано с выполнением республикой и дагестанским народом своего гражданского и патриотического долга перед нашей Родиной – Российской Федерацией, что особенно проявилось во время нападения международных террористов на Дагестан в 1999 году?
Почему наши критики не хотят видеть очевидных экономических успехов, достигаемых дагестанским народом в этих нелегких условиях, – низком инвестиционном рейтинге, вызванном продолжающимися событиями в Чечне и действиями международных террористов в Дагестане?
Почему бы не обратить внимание на то, что смертность населения в трудоспособном возрасте на 1 тыс. населения составила в 2003 году по России в среднем 8,0, в ЮФО – 6,0, а в Дагестане – 2,5, рождаемость соответственно 10,3, 11,6, 16,0, средняя продолжительность жизни мужчин – 58,8, 61,8, 68,5, что не может не свидетельствовать о здоровом морально-психологическом климате в республике и оптимистическом настрое дагестанского народа.
У нас прозрачный бюджет, и те специалисты и политики, кто приезжал в республику, неоднократно убеждались в объективном характере обозначаемых нами проблем. Однако некоторые из них, делая соответствующие признания и обещания находясь в республике, в Москве говорят другое, и даже умудряются не выполнять прямые поручения Президента РФ В. Путина, которые он дает по решению проблем в Дагестане. Например, это касается решения о выплате компенсаций за ущерб, нанесенный паводками и оползнями летом 2002 года.
Поэтому мы предлагаем продолжить ведущуюся сейчас совместную работу федеральных и республиканских органов власти по разработке эффективных механизмов дальнейшего социально-экономического развития Дагестана, избегая заявлений, дающих повод для политических спекуляций.