«УЧИТЬ ЭКОНОМИКЕ НАДО С ДЕТСТВА»
«Наше образование сегодня не готово решать экономические задачи» – так назывался материал нештатного корреспондента «ЮФ» Екатерины БАГРЫЧ, опубликованный в № 42 еженедельника за 9 – 15 ноября. Студентка Ростовского госуниверситета поднимала вопросы подготовки специалистов для решения задач, стоящих сегодня перед российской экономикой, трудоустройства выпускников вузов, декоммерциализации образования, науки и культуры в нашей стране. Неожиданно для редакции ответ на это выступление поступил … из города Бернау (Германия). «Наши за границей», как оказалось, хорошо осведомлены о том, что решение проблем образования, здравоохранения, жилья, сельского хозяйства определено сегодня в России в качестве национальных проектов.
«Получив образование и в России, и в Германии, – пишет Людмила КАЙНЕР, – хочу сопоставить, «что такое хорошо и что такое плохо».
Итак, ей слово.
Из всей многогранности образования как понятия хотелось бы выделить общее среднее образование в бывшем СССР, а сегодня – в России, которое, на мой взгляд, не нуждается ни в каких преобразованиях. Именно оно в свое время помогло мне в дальнейшей учебе в бизнес-школе в Германии.
Но все, что мы несем по жизни, закладывается в раннем детстве дошкольным воспитанием. Именно уже тогда, думается, малышей – наше будущее – надо готовить к экономике. Немцам с детства прививают умение с педантичной точностью экономить прямо… на кухне: тепло, время и т.д. С годами эта расчетливость перерастает в «национальный вид спорта» – накопление денег.
Русский менталитет отличается от немецкого. Почему и полагаю, что азам экономики в России надо учить ребят с детства, прививать ее, воспитывать вместе с менталитетом – учить детей рынку, основам «игры» на бирже.
Далее. Особое место в реформируемой России, считаю, нужно отвести проблеме производственно-технического обучения. Причем, на мой взгляд, в корне здесь нужно реформировать только его техническую составляющую. Профтехобразование – это начало начал как национального продукта, так и сферы услуг, в конечном счете – это доходная статья бюджета многих стран, не имеющих природных ресурсов, которая, вместе с тем, позволяет им жить безбедно. Здесь важно использовать передовые технологии и новые стандарты обучения и подготовки рабочих кадров для любого производства. Но для этого должна быть обновлена подготовительная база преподавательского состава среднего звена, внесены коррективы в соответствующие законы, кодексы, изменены по отношению к новым технологиям ГОСТы. Все это требует большой и сложной подготовительной работы. Но без нее нельзя готовить таких специалистов, которые могли бы позволить России на равных конкурировать со странами, где прогресс налицо. Очень важно, думаю, и то, чтобы часть обучающихся той или иной профессии проходила стажировку за границей – в странах с передовой, хорошо развитой экономикой. Это позволит потом на базе профтехучилища создать учебно-показательную фирму для всех студентов.
Про российское же высшее образование могу сказать одно: преподавательский состав очень сильный – в интеллектуальном смысле слова. Полагаю, он и должен решать вопрос о реформе высшего образования. Зачем «учить курицу нести яйца»?
Что же касается коммерциализации образования… Здесь, на мой взгляд, просто вопрос должен быть поставлен по-другому. Ведь, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Государство от этого тоже не застраховано. Поэтому как бы нужно сразу «ловить двух зайцев»: одного – для народа, другого – для государства. Например предусмотреть кредит госбанка сроком на десять лет, который могли бы получать все желающие (до определенной шкалы доходов родителей). Для остающихся по окончании учебы работать в России специалистов этот кредит мог бы быть беспроцентным, покидающих же страну (неважно, когда) нужно обязать вернуть его с процентами (с учетом инфляции).
Для трудоустройства выпускников вузов, безусловно, должна быть выработана соответствующая программа: со всеми социальными гарантиями, медицинской и пенсионной страховками, достойной заработной платой – чтобы денег хватало не только на жилье и еду. Важно создать каталог профессий с кодированными номерами. Затем – новую модель биржи труда федерального уровня, которая предоставит возможность каждому молодому специалисту в течение хотя бы первых десяти лет трудиться по специальности – чтобы иметь стопроцентную возможность выплатить кредит. Такая форма оплаты обучения, поможет, полагаю, молодому специалисту закрепиться в стране, а не искать работу за рубежом.
Кстати, биржа труда – это отдельная тема, на мой взгляд, именно такая биржа вообще должна определять весь трудовой порядок в стране.
В заключение хотелось бы коснуться упоминаемого уважаемой Екатериной Багрыч ростовского оборонного предприятия «Алмаз». Люди старшего поколения, которые еще трудятся здесь, воспитаны на других жизненных ценностях, «переделать» их уже, на мой взгляд, нет возможности, но и обижать нельзя. Хотя, конечно, очень бы хотелось, чтобы подобные «Алмазу» предприятия зажили бы другой жизнью, не стали бы «подтенью» нетеневой экономики.
С уважением