РОСПРИРОДНАДЗОР: НА СТРАЖЕ НЕДР

17/05/2006 - 21:29

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) силами территориальных органов на местах реализует функции по контролю и надзору за недропользованием, а также использования и охраны водных объектов, использования, защиты и воспроизводства лесного фонда, животного мира, особо охраняемых природных территорий, соблюдения законодательства РФ в области морской среды и др. Можно без преувеличения сказать, что в сфере внимания этой структуры находятся все процессы, связанные с использованием природных ресурсов, их охраной и воспроизводством на всей территории РФ. Только служба Росприроднадзора по ЮФО в сфере недропользования контролирует сегодня действия порядка пяти тысяч лицензий, в том числе 896 лицензий федерального уровня.

В области государственного геологического контроля за прошлый и шесть месяцев этого года на территории Южного федерального округа проверено соблюдение требований природоохранного законодательства РФ на более чем 1500 предприятиях-недропользователях, из них наибольшее количество – в Краснодарском крае, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Дагестан, Ростовской и Волгоградской областях. В ходе проверок в 2005 году обследовано более 2500 объектов недропользования и установлено, что основными видами нарушения закона Российской Федерации «О недрах» являются невыполнение условий лицензионных соглашений (48,2 процента от общего количества нарушений), а также самовольное (безлицензионное) пользование недрами (18,5 процента).
Проверки показали, что для недропользователей всех субъектов ЮФО характерны, главным образом, невыполнение определенных лицензионными соглашениями видов работ в установленные сроки и несоответствие фактических уровней добычи уровням, заявленным в лицензионных соглашениях.
Инспекторы структур Росприроднадзора в ЮФО за три годы работы в республиках, краях и областях проверили тысячи разнообразных объектов и составили объективное представление о действительном состоянии дел на местах. Практика проведения системных проверок исполнения выданных ранее предписаний показывает, что этот процесс дисциплинирует владельцев лицензий, заставляет их исполнять принятые на себя лицензионные обязательства либо лишаться лицензий в добровольном или принудительном порядке. Тем не менее, проблемы в исполнении взятых на себя обязательств недропользователями остаются, и в том числе они характерны для предприятий, работающих по разведке и добыче углеводородного сырья.
Так, в Краснодарском крае недавно были проверены ОАО «Роснефть – Краснодарнефтегаз», ООО «Кубаньгазпром», ОАО «Нефтебитум», ОАО «Роснефть – Термнефть», ООО «Югнефтегаз». Как показали результаты проверок, предприятия зачастую не выполняют объемы геологоразведочных работ, не соблюдают проектные уровни добычи нефти, газа и конденсата, должным образом здесь не оформляются земельные отводы, не переоформляются горные отводы и т.д.
В Ставропольском крае были проверены предприятия ОАО «НК «Роснефть – Ставропольнефтегаз», ООО «Кавказстрансгаз». Выяснилось, что в нарушение условий лицензионных соглашений на месторождениях консервируется добыча нефти, не выполняются планы добычи, алмазное бурение отдельных скважин ведется без учета заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, положение на нефтепромыслах, особенно на отдаленных скважинах, осложняется криминогенной обстановкой.
В Волгоградской области проверены объекты ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефть»,ООО СП «Волгодеменойл» и ЗАО «Фроловское НГДУ». На объектах последнего предприятия выявлены существенные нарушения лицензионных соглашений – внепроектная отработка месторождений.
Проверки объектов ОАО «Грознефтегаз» – оператора НК «Роснефть» в Чеченской Республике – показали, что объем геолого-поискового бурения здесь не соответствует лицензионным соглашениям, нормы отбора нефти и газа по основным залежам далеки от проектных, не создан ликвидационный фонд для производства работ по ликвидации скважин. Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной статистики, в прошлом году в ЧР отмечен среднесуточный рост добычи нефти и газового конденсата на 10,7 процента. Это выгодно отличается от других нефтяных территорий округа, где добыча либо остается около уровня прошлого года (Астраханская область, Республика Дагестан, Волгоградская область), либо имеет тенденцию к сокращению (Краснодарский край, Республика Ингушетия).
В Республике Дагестан проверялись объекты ОАО «НК «Роснефть – Дагнефть», ОАО «Дагнефтегаз», ООО «Каспийгазпром», ООО «Каспойл», ООО «Мегатрон», ООО «Избербашнефть», а также, по поручению Росприроднадзора, ОАО «ТЭК «Геотермнефтегаз». По результатам проверок у ряда недропользователей выявлены отклонения в добыче полезного ископаемого от согласованных уровней, невыполнение объемов геологоразведочных работ, невыполнение этапов геолого-поисковых исследований, бурение скважин без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Как итог, у предприятия ОАО «ТЭК «Геотермнефтегаз» был инициирован процесс досрочного отзыва лицензий.
После проверки объектов ДГП «Калмнедра», ОАО «Калмнефть», ОАО «Калмгаз», ЗАО «Нефтяная компания Калмистерн», ЗАО «Калмпетрол», ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания», ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефть» в Республике Калмыкия было установлено, что большинство предприятий нарушают лицензионные соглашения: не выполняют объемы геологоразведочных работ, добычи углеводородного сырья, не осуществляют необходимых технологических процессов. В результате по предприятию ДГП «Калмнедра», ОАО «Калмнефть», ОАО «Калмгаз» были вынесены предложения о досрочном прекращении права пользования недрами, а по предприятию ЗАО «Калмтатнефть» и ООО «Калмыцкая нефтегазовая компания» выданы предписания по устранению выявленных недостатков. Фактически только «Югнефтегаз» выполняет условия лицензионных соглашений.
Необходимо подчеркнуть, что материалы по отзыву лицензий, подготовленные Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия, уже были рассмотрены на комиссиии МПР России и Росприроднадзора и, в целом, нашли свою поддержку.
В Астраханской области были проверены ОАО «Южная нефтяная компания», ООО «Астраханьгазпром», ЗАО «Астраханьнефтепром», ОАО «Астраханская нефтегазовая компания». И здесь наиболее характерными нарушениями также оказались невыполнение проектов производства работ, планов добычи и ведение работ без получения государственной экологической экспертизы.
В связи с этим были приостановлены геологоразведочные работы на предприятии ООО «Диалог – Астрахань». Для Астраханской области одна из наиболее актуальных проблем – необходимость решения вопроса о консервации бесхозных геологоразведочных скважин, расположенных в агрессивной сероводородной среде на территории горного отвода Астраханского газоконденсатного месторождения, что может привести к масштабной экологической катастрофе.
Такие же проблемы, связанные с деятельностью недропользователей, характерны и для других субъектов ЮФО.
В связи с этим хотелось бы остановиться на вопросе реализации действующего закона РФ «О недрах» в части исполнения его статьи 21 «О порядке досрочного прекращения права пользования недрами». Сам механизм изъятия лицензий у недропользователей работает пока нечетко. С одной стороны (до внесения в августе 2004 года поправок в закон РФ «О недрах») с руководством субъектов РФ происходили длительные согласования, а с другой же практика показывала, что уже направленные материалы в МПР России месяцами не находили там своего решения. Именно в целях устранения накопившихся за долгие годы проблем в МПР России и была создана совместная с Росприроднадзором Комиссия по анализу выполнения лицензионных соглашений.
Словом, к главной из общего перечня проблем следует отнести устаревшую законодательную базу, так как действующая редакция закона РФ «О недрах» была п
ринята более десяти лет назад.
Внесенные в августе 2004 года поправки в закон повысили эффективность его применения в современных условиях, однако в целом сегодняшний механизм недропользования не обеспечен принципами стимулирования вложений для воспроизводства минерально-сырьевой базы, санкции за нарушение Закона РФ «О недрах»толкуются неоднозначно, размыты трактовки оценок нарушений лицензионных соглашений. Это влияет на эффективность государственного контроля и мешает установлению нормального диалога между бизнесом и государством.
Предполагается, что новая редакция закона РФ «О недрах» уже осенью этого года будет принята Государственной Думой РФ. Тогда все заинтересованные структуры, работающие в этой сфере, будут, наконец, иметь документ, позволяющий устранить все отмеченные недостатки.
Между тем, этот сегмент экономики глубоко интегрирован в международные связи. Его развитие неразрывно связано и с воздействием производственной деятельности на состояние окружающей природной среды. Экологическая безопасность Юга России, и прежде всего в акваториях Каспийского, Черного и Азовского морей, где предусматривается активизация геологоразведочных исследований в шельфовых зонах, определяется и будет определяться постановкой эффективной работы органов государственного контроля и надзора.
Поэтому действия государственных инспекторов Росприроднадзора направлены не только на выявление отдельных недостатков в производственной деятельности хозяйствующих субъектов, их наказание, но, главным образом, на формирование системных отношений, позволяющих минимизировать вредное влияние на окружающую среду и ее рациональное использование. Без решения этих проблем, подлежащих постоянному контролю, невозможно разрабатывать и внедрять программы хозяйственного развития Южного региона. Вопросы экономики и экологии должны быть при этом взаимоприоритетны.
Роль службы Росприроднадзора состоит в том, чтобы с точки зрения государственных интересов оценить роль хозяйствующих субъектов, региональных и муниципальных органов власти на местах в исполнении ими единой федеральной политики в области природопользования и охраны окружающей среды. В свою очередь, устойчивое развитие субъектов Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность страны могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем, их рационального использования, то есть поддержания соответствующего качества окружающей среды.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ