ЗАЧЕМ ЮФО НУЖЕН НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПУТЬ В НАУКУ? ОБ ЭТОМ БЕСЕДУЮТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК АКАДЕМИК ГЕННАДИЙ МАТИШОВ И ЖУРНАЛИСТ БРОНИСЛАВ БЕРКОВСКИЙ.
– Геннадий Григорьевич, сейчас уже никого не удивляет парадокс: выпускников высших учебных заведений в стране становится все больше, а специалистов – все меньше. Однако такое положение, несомненно, сказывается и на развитии науки?
– Именно так. На подготовку серьезного ученого-исследователя уходят годы. И чем раньше начинается этот процесс, тем лучше результат. Однако мало выявить талантливую молодежь. Необходимо дать возможность этим юношам и девушкам принимать непосредственное участие в серьезных исследованиях и, главное – перспективу самостоятельной работы. Не секрет ведь, что отток части талантливой молодежи за рубеж в немалой степени вызван тем, что эти молодые ученые не могут найти применения своим знаниям.
– Понятно – время идет, и отечественная наука может остаться без будущего. Вопрос этот надо решать быстро и кардинально. Но как?
– Позволю себе цитату. Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с членами правительства и лидерами думских фракций 5 сентября нынешнего года, в частности, сказал вот что: «Прошу решить вопрос о создании в 2006 – 2007 годах на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов в Южном и Сибирском федеральном округах».
– Ну, хорошо, создадим еще один, какой-то там по счету университет. Это ли выход?
– Весь вопрос в том, какой, подчеркиваю – какой – университет создавать. Продолжу цитату. Президент подчеркнул, что «это должны быть совершенно новые, качественно новые учебные заведения и центры подготовки, на самом современном уровне». Ключевое понятие здесь, на мой взгляд, «качественно новые». Именно при таком подходе можно создать учебное заведение, которое обеспечит широкую преемственность научного поиска.
– Заманчивая перспектива! Но давайте попробуем ее конкретизировать. Ведь вы, как я понимаю, уже задумывались над тем, каким должен такой университет в нашем Южном федеральном округе?
– Давайте конкретизировать. Это должен быть не еще один, как вы сказали «какой-то там по счету университет», а именно принципиально новое учебное заведение – кузница научных кадров. Его концепция, на мой взгляд, должна опираться на два основных принципа. Во-первых, формирование у студентов единой, целостной картины мира на основе интеграции знаний и междисциплинарного подхода. Во-вторых, фундаментализация преподавания, то есть не машинальное накопление знаний студентами и аспирантами, а усвоение самых существенных, именно академических знаний и навыков научно-исследовательской работы.
Эти принципы могут быть реализованы, если при формировании нового университета опираться на ведущие научные школы региона, находящиеся здесь научные центры и подразделения Российской Академии наук.
– Значит, и студенты там должны быть особые?
– Конечно. Он должен готовить научную элиту, без которой невозможен научно-технический прогресс. Молодые специалисты должны иметь опыт теоретической и экспериментальной работы, а также трудиться в коллективе. Сегодня же большинство университетов с этой задачей, к сожалению, не справляются. Простой пример. Наш Южный научный центр получает современный сканирующий электронный микроскоп или дорогостоящий биохимический комплекс,
а вот специалистов для работы на них найти очень сложно. При подборе научных кадров мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на переизбыток людей с вузовскими дипломами, трудно найти востребованных в РАН высококвалифицированных
специалистов.
– И выход вы видите в том, чтобы готовить таких людей специально?!
– Не только специально, но и целенаправленно.
– Да, желающих поучиться в таком университете, наверное, будет немало!
– Надеюсь. Но принцип формирования коллектива студентов и аспирантов я вижу, опять же, не количественным, а качественным. Набор на факультеты должен быть небольшим. Видимо, следует говорить о студентах старших курсов, аспирантах и докторантах, зарекомендовавших себя, именно как молодые ученые
- исследователи. Фактически их профессиональное образование должно тесно сочетаться с научной работой в академических центрах ЮФО. Держать экзамены в этот университет могли бы молодые люди, окончившие уже два – три курса в других вузах и проявляющие явную склонность нестандартно мыслить и способности к научному труду. Понятно, что вступительные испытания должны строиться не по привычной схеме выяснения общего, механического уровня знаний, а скорее в плане собеседований с руководителями научных школ. Да и сессионные экзамены, возможно, могут проходить в виде научных дискуссий, столкновения мыслей и идей.
Важное место в работе нового академического университета должно быть отведено овладению современными методами и технологиями исследований, свободным владением пакетом компьютерных программ, опытом самостоятельного получения, систематизации и обобщения информации с конкретной сфере знаний, качественному изучению иностранных языков. У его студентов должна быть возможность ежедневно трудиться в научной лаборатории, посещать курсы лекций на других факультетах, стажироваться за границей. Ведь настоящий специалист даже в самой узкой научной области должен уметь широко мыслить. Здесь на самом деле должны учиться лучшие.
– Но тогда таким же строгим должен быть и отбор профессуры – лучших студентов должны обучать лучшие преподаватели.
– Безусловно. К преподавательской деятельности с первого же курса должны привлекаться ведущие ученые Российской Академии наук и вузов не только Юга, но и всей России.
– Давайте попробуем очертить хотя бы основной круг ученых и научных направлений, на основе которых могут быть организованы факультеты и кафедры такого университета.
– Попробуем. Тем более, что и актуальных проблем, и стоящих на острие развития науки исследователей в Южном федеральном округе немало.
Математическое моделирование – академик РАН В.А. Бабешко, Краснодар, профессор В.И. Юдович, Ростов. Астрофизические исследования – член-корреспондент РАН Ю.Ю. Балега, Карачаево-Черкесия. Суперкомпьютеры и искусственный интеллект – член-корреспондент РАН И.А. Каляев, Таганрог. Нейрокибернетика – профессор Б.М. Владимирский, Ростов. Молекулярные компьютеры – академик РАН В.И. Минкин, Ростов. Нанотехнологии в химической сфере – член-корреспондент РАН И.А. Новаков, Волгоград. Рациональное природопользование – член-корреспондент РАН М.-Р. Д. Магомедов, Махачкала. Теория больших морских экосистем – академик РАН Г.Г. Матишов, Ростов. Радиоэкология – член-корреспондент РАН Д.Г. Матишов, Ростов. Геотектоника и полезные ископаемые – академик РАН В.И. Гончаров, Владикавказ. Макроэкономика, этноэкономика – профессор О.В. Иншаков, Волгоград. Регионоведение – профессор Ю.Г. Волков, Ростов. Этносоциология – профессор В.А. Авксентьев, Ставрополь, профессор Г.С. Денисова, Ростов.
Вы, конечно, понимаете, что я назвал далеко не все возможные и нужные специальности и ведущих ученых, которые могли бы – и должны! – передать студентам Академического университета свои знания и опыт научных изысканий.
– Да, научный потенциал Юга России на самом деле широк.
Но как же тогда строить учебный процесс, если значительная часть преподавателей живет и, что самое важное, напряженно работает в разных городах? Ведь университет должен находиться в каком-то конкретном месте. И, кстати, по вашему мнению, где? I>
–Очевидно, что в Ростове-на-Дону. А что касается иногородних преподавателей, то это, на мой взгляд, чисто технический вопрос. Просто в новом университете и учебный процесс надо организовывать по-новому. Есть ведь на этот счет и богатый зарубежный опыт. Нужно только поставить дело так, чтобы профессора и академики считали за честь читать лекции и вести семинары в таком университете.
Более важным я считаю тот аспект, чтобы у выпускников были гарантии трудоустройства. Это позволит усилить приток молодежи в фундаментальную науку ЮФО.
– Должен заметить, Геннадий Григорьевич – да вы и сами это хорошо знаете, – что президентский проект создания качественно нового университета вызвал широкий резонанс в научном сообществе, да и во властных кругах. Высказываются, лоббируются разные точки зрения. Например, что создавать его надо на уже имеющейся базе одного из ведущих вузов округа – и претендентов на эту роль немало. Удивляет только, что среди основных аргументов превалирует не перспективный научный уровень вуза, а то, что у него-де имеются учебные и лабораторные корпуса и что их наличие – главный фактор в пользу размещения нового университета.
Обсуждается сейчас во властных и университетских кругах и проект правительственного постановления по новому федеральному вузу, предлагающий просто-напросто слить ряд ростовских высших учебных заведений в этакий многопрофильный мегауниверситет. Не исключаю, что этот документ может аккуратно похоронить путинскую мысль о прорывном развитии отечественной науки и начисто разрушит систему высшего образования, для начала в том же самом Ростове-на-Дону, превратив все его известные и крепкие вузы в одно большое и рыхлое инженерно-педагогическое ПТУ.
– Мне не хотелось бы сейчас детально обсуждать те или иные предложения. Я, во всяком случае, вижу задачу Академического университета несколько иначе и достаточно подробно, как мне кажется, изложил и обосновал в нашей беседе свое мнение по этому поводу. И его, насколько я знаю, разделяют многие ведущие ученые Юга России. Тем более, что вопрос, где будет создан и как будет формироваться новый университет, пока открыт. Хотя я считаю, что это скорее должна быть новая, автономная стартовая площадка. Ясно одно – университет этот должен вобрать в себя самые сильные научные кадры, способные подготовить высококлассных узких специалистов с академическим кругозором.
Хочу только еще раз напомнить слова президента страны о том, что это должно быть качественно новое учебное заведение и что базой для его создания должны стать академические центры. А решить эту задачу можно только совместными усилиями.
– Совместными усилиями не только самих ученых, но и науки и власти?
– Да. И не случайно, думаю, к созданию нового университета большое внимание проявляет полпред Президента в ЮФО Дмитрий Николаевич Козак. Он говорил об этом на праздновании 90-летия Ростовского государственного университета, на очередной октябрьской встрече с учеными Южного научного центра РАН.
В любом случае, этот научный академический университет должен готовить элиту умственного труда. И она в свою очередь должна поднять на новый уровень наши научные учреждения, конструкторские бюро, аналитические центры органов власти, обеспечить будущее российской науки.
Это дело очень непростое и долгосрочное, но только так можно получить ответ на главный вопрос – зачем нужен новый Академический университет.