«СТЕНУ НЕПРИЯЗНИ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ РАЗРУШИТЬ В СОСТОЯНИИ САМ НАРОД»
В № 39 газеты «ЮФ» был опубликован материал «Кто разрушит стену неприязни?» В нем шла речь о том, что она выстроена между осетинами и ингушами на бытовом уровне, а решить проблему пытаются полпред Президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак, президент Республики Ингушетия Мурат Зязиков и глава Республики Северная Осетия – Алания Таймураз Мамсуров, которые в октябре провели совещание по решению проблем вынужденных переселенцев после осетино-ингушского конфликта 1992 года.
На выступление нашего нештатного корреспондента А. Дипкуна в адрес редакции «ЮФ» пришло письмо от депутата Народного Собрания Республики Ингушетия М. ТАТРИЕВА. В частности, вот что он пишет.
Прошел ровно год, как назначили нового полпреда Президента РФ в Южном федеральном округе – Дмитрия Николаевича Козака. Это уже третий полпред Президента РФ после В.Г. Казанцева и В. Яковлева, которые абсолютно ничего полезного не сделали по вопросу возврата граждан Российской Федерации ингушской национальности в места своего постоянного проживания, да ничего конкретного и не обещали.
Полгода назад Дмитрий Николаевич встретился с депутатами Народного Собрания Республики Ингушетия, прошла длительная, на мой взгляд, доверительная беседа. Народные избранники прониклись чувством доверия к полпреду Президента РФ в ЮФО, даже сравнили его с С. Орджоникидзе, которому ингуши доверяли как самим себе.
Мы бы хотели, чтобы Д. Козак был таким же. Увы...
По-прежнему даются обещания, разрабатываются планы, намерения, составляются списки, потом они уточняются, затем составляются графики возврата. Это продолжается уже 13 лет, а беженцы из Пригородного района давным-давно перестали верить федеральной власти. Если бы руководство Северной Осетии и федеральная власть хотели вернуть беженцев в места постоянного проживания, то поступили бы как президент Республики Ингушетия М.М. Зязиков и органы государственной власти Чеченской Республики.
Так, в 2004 году в Республике Ингушетия находилось более 250 тысяч внутриперемещенных лиц из Чеченской Республики. Когда был организован их возврат в места постоянного проживания в Чечню, то руководству Чечни и Ингушетии хватило восьми-девяти месяцев для выполнения этих мероприятий, и внутриперемещенные лица были возвращены в свою республику.
В газете «Южный Федеральный» (№ 39 (214) от 19-25.10.2005 г.) опубликована статья «Кто разрушит стену неприязни? Она выстроена между осетинами и ингушами на бытовом уровне».
В корне не могу согласиться с автором. И вот почему. Я не буду констатировать факты, о которых много раз писалось в средствах массовой информации: о том, сколько проживало граждан Российской Федерации ингушской национальности в Пригородном районе и г. Владикавказе (цифры постоянно занижались) в своих домах и квартирах, о том, что была запрещена прописка на уровне властных структур Северной Осетии, о тезисах невозможности совместного проживания осетин и ингушей (парламент Северной Осетии принял такой тезис), о недопустимости совместного обучения в школах Пригородного района, о том, что не будет никогда возврата в так называемые закрытые населенные пункты для ингушей... Увы, это я назвал только часть вопросов... Это не бытовой уровень! Это делают органы государственной власти Северной Осетии. Народы Ингушетии и Осетии жили и хотят жить в дружбе, добрососедстве, ведь было и есть много родственников между ингушами и осетинами, вот здесь точно на бытовом уровне осетины говорят: «Да если бы наше руководство прекратило нагнетать среди народа антиингушские настроения, давным-давно было бы покончено с беженцами и другими вопросами».
Для убедительности хочу привести последний абзац, изложенный в ноябре 1992 года доктором юридических наук, профессором А.И. Коваленко, в правовой экспертизе исторических и документальных материалов, относящихся к территориально-политическому развитию ингушского народа: «Что же касается противостояния между Ингушетией и Северной Осетией, то очевидно, что оно может быть преодолено только при условии возвращения ингушскому народу его исконной территории. И руководству СОАССР надо не упорствовать в своей безрассудной, противоправной позиции, а предпринять практические шаги к восстановлению исторической справедливости в отношении Ингушетии. Тем самым оно избавит свой народ от роковых межнациональных конфликтов и напряженного ожидания и внесет вклад в установление мира, спокойствия и национального согласия в этом регионе». Лучше не скажешь! Сейчас, к сожалению, среди нас нет автора этой экспертизы, он ушел в мир иной.
Пригородный район был, есть и будет колыбелью ингушей, и возврат жителей Пригородного района в свои дома и населенные пункты – законное желание. Ведь никто не хочет вернуться в другие населенные пункты, например, п. Мизур, Чикала или же Дигорский район, Моздокский район. Это надо понять всем.
А стену разрушить, если она есть, может народ Осетии, так как нам самой судьбой предназначено жить и быть хорошими соседями. В старину говорили: хороший сосед лучше дальнего родственника. Давайте руководствоваться этой поговоркой, наши предки были умнее нас – это факт.
Хотелось бы надеяться на нового главу Республики Северная Осетия – Алания Т.З. Мамсурова – ученого, умного политика, что хоть он будет дальновиднее своих предшественников и посеет доброе семя для будущего своего народа, которое даст хорошие результаты во имя мира и дружбы между нашими народами.