ПОЗОЛОТИТЬ РУЧКУ «ПОСРЕДНИКАМ»
Мысль о том, что им причитаются баснословные, деньги, будоражит головы военных пенсионеров уже не первый год. Да и есть из-за чего волноваться: дополнительные выплаты на сегодняшний день получили около семи сотен человек. Причем по несколько сотен тысяч (!) рублей.
Хорошо помню растерянный взгляд моего знакомого, известного многим ростовчанам участника «Поля чудес» и талантливого кроссвордиста, когда разговор зашел об этих выплатах. Подполковник в отставке, он рассказал мне историю о том, как кто-то из знакомых поделился с ним радостью: отсудил, мол, у государства кругленькую сумму. Правда, поделиться половиной полученной суммы по договоренности пришлось со «знающими» людьми.
Наш отставник, тоже материальным достатком не избалованный, перспективой живо заинтересовался. И вскоре нашелся-таки «знающий человек». За вознаграждение он брался «утрясти» все проблемы. Оформить исковое заявление в суд, произвести необходимые расчеты, представить интересы заявителя в суде. Правда, была и «закавыка»: отставной подполковник оказался в адвокатском списке где-то в середине восьмой сотни… Делу уже больше года, военный пенсионер терпеливо ожидает своей очереди на выплату. Дождется ли?
А началась вся эта история более десяти лет назад. Приказом за № 20 от 10 января 1995 года Министр обороны РФ на основании постановления Правительства страны № 1349 от 7 декабря 1994 года поднял военнослужащим должностные оклады на 25 процентов. В соответствии с действующим законодательством на такую же сумму автоматически должны были увеличиться и размеры пенсий отставников. На деле, же, увы, о бывших офицерах и прапорщиках забыли.
Здесь невольно вспоминаются деяния героя романа «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова – Александра Ивановича Корейко, который действовал по принципу: влазить в любую прореху в экономике молодого государства. И уносить из нее свою сотню тысяч целковых. То, что мы привычно называем несовершенством законодательной базы, стало для новых «подпольных миллионеров» такой прорехой. Через некоторое время в различные судебные инстанции сотнями стали поступать исковые заявления с просьбой обязать государство компенсировать недостающие выплаты.
Ну, государство – понятие для большинства обширное и аморфное. Конкретным же ответчиком по таким гражданским делам в Ростовской области выступал местный военный комиссариат. Назову лишь несколько из многих десятков предъявленных Ростовскому ОВК исполнительных судебных листов: по иску граждан Воробьева, Тетерина и еще нескольких их товарищей на соответствующие счета по одному и тому же решению в июне 2003 года совокупно поступило около четырех миллионов рублей. Истцы Соловьев, Гончаров и еще 22 человека в сентябре 2003 года «совокупно» высудили у российского бюджета шесть миллионов рублей. Дальше – больше. В августе 2004 года заявители Волчков, Головань, Зеленский и еще около полусотни военных пенсионеров заявили свои права на 22 миллиона рублей.
Всего же, по достоверным данным, за этот период Россия выплатила своим военным пенсионерам из Ростовской области свыше 800 миллионов рублей.
Здесь невольно возникает вопрос: а как же реагировали на такой поток выплат руководители военкомата, в частности, его недавний руководитель генерал-майор Валерий Шпак? Да практически никак. Судя по всему, дело было поставлено на широкую ногу, цепочка: «клиент – документы – суд – деньги» строилась опытными руками.
Главная же заминка в том, что большинство предъявленных исков, по всей видимости, попросту… необоснованны. Сомнения вызывают размеры выплат.
Тут хочется сразу расставить все точки над i. Законное право военных пенсионеров в полном объеме получить причитающиеся им деньги никто не оспаривает. Речь идет лишь о степени законности действий тех или иных должностных лиц, обязанных стоять на страже интересов государства. Когда военная прокуратура проводила очередную плановую проверку законности расходования бюджетных средств, выявился ошеломляющий результат. Весьма специфическая методика расчетов по компенсациям, применяемая сотрудниками Ростовского областного военкомата, иногда позволяла изменять реальную сумму законных требований ... на несколько порядков. Вот ряд примеров по исковым заявлениям, рассмотренным Ростовским-на-Дону гарнизонным военным судом. В соответствии с его решением заявитель А.Г. Сюртуков должен получить в виде компенсации 280 988 рублей. Привлеченные же эксперты подтвердили право истца на 8 928 рублей 99 копеек. Заявитель Н.П. Бережной получал право на сумму в 424 тысячи рублей. Профессиональный анализ документов подтвердил нанесенный ему ущерб в сумму 10 954 рубля 24 копейки. Гражданин А.В. Яковлев получил на руки исполнительный лист на сумму 590 922 рубля. Эксперты придерживаются мнения, что реально заявителю причитается 9 718 рублей 56 копеек.
Здесь самое время вспомнить о шустрягах-«посредниках» и должностных лицах Ростовского ОВК. В абсолютном большинстве случаев расчеты по претензиям делали не сами заявители, юридическая грамотность которых требует значительного совершенствования. Необходимые документы для передачи в суд готовили те, кому это вменено в служебные обязанности – сотрудники военкомата. Методики при этом они применяли довольно своеобразные. Во всяком случае, представители военкомата, особенно когда дело касалось крупных выплат, обязаны были присутствовать в суде, дотошно изучать документы и не допускать «утечек» государственных денег. Однако зачастую они не делали этого. В результате чего и «ушли» из бюджета сотни миллионов рублей.
Что интересно: во многих случаях военным пенсионерам доставались примерно те суммы, на которые они и вправе были рассчитывать. То есть в пределах 30-50 процентов от заявленных. Остальные деньги в виде «комиссионных» оседали в карманах изворотливых «посредников». С кем делились они, остается лишь догадываться.
На определенном этапе «посредники» настолько уверились в доступности бюджетных средств и неприхотливости иных военных чиновников, что вообще посчитали излишним информировать военных пенсионеров о «готовности» защитить их права. Или даже обращаться в суды. По фиктивному судебному решению от 15 июня 2004 года № 7052 было выплачено 12 миллионов 198 тысяч 119 рублей. А по фальсифицированному судебному решению № 7053 от 15 июня 2004 года бюджет расстался с суммой в 12 миллионов 516 тысяч 453 рубля.
Если кого в этой истории по-настоящему и жаль, так это военных пенсионеров, поневоле ставших заложниками рассеянных или попросту нечистоплотных военных чиновников и жадных до наживы «посредников». Ведь если сейчас всерьез разбираться с этой проблемой, то возникает вопрос: а кто должен, если так будет угодно Фемиде, вернуть государству незаконно выплаченные денежки? Ловкие «посредники», которых привлечь к ответственности скорее всего будет непросто? Или нерадивые работники военкомата, благодушно наблюдавшие за обильными потоками бюджетных выплат?
Вот какой комментарий по этому поводу дал помощник военного прокурора Северо-Кавказского военного округа по связям с общественностью полковник юстиции Натиф ГАДЖИМЕТОВ:
– Работников военной прокуратуры СКВО сложившаяся ситуация не могла не обеспокоить. Проведена прокурорская проверка, в результате чего до изучения всех обстоятельств приостановлена выплата по исполнительным листам на сумму около 100 миллионов рублей. В отношении бывшего военного комиссара Ростовской области и других должностных лиц областного военного комиссариата возбуждено уголовное дело.