КАК ВЫЖИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ?
Какие бы ни вызывало споры присоединение России к ВТО — это вопрос уже решенный. Поэтому главная задача сегодня для отечественного производителя — быть готовым к работе в предлагаемых обстоятельствах. Наиболее сложные проблемы, по мнению экспертов, ситуация эта создаст для сельского хозяйства. Ведь оно, в отличие от крупных промышленных и финансовых корпораций, состоит практически полностью из небольших предприятий, которым в ближайшее время придется уже самостоятельно действовать в условиях мирового рынка.
Именно так обозначила проблему генеральный директор ЗАО «Калория» Наталья Дмитриевна Боева на обсуждении этой темы в пресс-центре «Юг» в Ростове-на-Дону, в котором также приняли участие ее коллега, генеральный директор Кропоткинского молочного комбината Александр Михайлович Ласуков и старший научный сотрудник НИИ экономических и социальных проблем Ростовского государственного университета, кандидат экономических наук Наталья Николаевна ЕВЧЕНКО.
— Вступление России в ВТО введет совершенно новые правила работы как для сельхозпроизводителей, так и для переработчиков. И не дай бог, если мы не будем к этому готовы, — утверждает Н.Д. Боева. — Главная же опасность сегодня в том, что мы не имеем программы взаимодействия и выживания в этих условиях. Поток импортных продуктов растет, и это реально угрожает продовольственной безопасности России, особенно когда после вступления в ВТО будет облегчен их доступ на наш рынок.
Если мы хотим выжить, а тем более — развиваться в условиях ВТО, то нельзя уповать только на то, что кто-то нас защитит. Мы должны всеми мерами укреплять собственное производство, не дожидаясь, когда будет опущен флажок.
Наша фирма «Калория» старается идти именно по этому пути. Главный критерий, который избрали мы в своей производственной деятельности — высокое качество продукции и соответствие запросам покупателей и требованиям времени. Уже четырнадцать лет в статусе самостоятельного предприятия фирма «Калория» представляет свою продукцию на рынке. В 1997 году, впервые приняв участие в российской выставке и получив первый диплом, мы поняли, что наши усилия не пропали даром. За последние восемь лет мы получили более двухсот медалей и дипломов на различных конкурсах и выставках, в том числе и за рубежом. Золотыми медалями профессиональных конкурсов «Молоко» в 2000 — 2005 годах, «Качество» в 1999 — 2003 годах, «Детям только лучшее» в 2003 и 2004 годах, «100 лучших товаров России» в 1998 — 2005 годах и других, отмечено более 100 видов молочной продукции под маркой «Калория». В 2002 году фирма впервые представляла свою марку в Европе на выставке «Зеленая неделя» в Германии. И вот что показательно — губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев буквально выталкивал нас на эти зарубежные выставки, мы, видя изобилие их магазинов, недоумевали — что нам там делать? Однако вскоре убедились — нашу продукцию покупают! Мало того, за нашим маслом, сметаной и творогом выстраивались очереди, попробовав в первый день — благополучные европейцы приходили еще раз и отоваривались впрок. А на следующий год ждали нашего приезда и встречали, как родных. Тогда мы стали торговать смелее, и теперь, когда приезжаем туда, продаем все, что привозим, весь ассортимент продукции! Потому что она качественная и натуральная, без всяких добавок, а это ценится везде: и в Германии, и в России. Как результат — международные дипломы выставок «Зеленая неделя» в Берлине и «Дни Краснодарского края» в Ганновере.
Укрепление производства в 1991 году мы начали с его модернизации, и сегодня ежедневно на переработку поступает 160 тонн сырья. Это позволило значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции, сегодня он насчитывает 250 наименований. И две трети из них — авторские разработки наших технологов, которые создают действительно уникальные продукты, единственные в своем роде сливочные десерты, соусы, взбитые сливки, сыр «Натали» и многое другое. Уже более пяти лет технологи разрабатывают особое направление в линии молочных продуктов — лечебно-профилактические. Это обогащенные бифидобактериями, йодом, лактулозой кефир, молоко, сметана, полезные кисломолочные напитки «Бифидок» и «Три богатыря», йогурт «Бифилайф», единственный в России сыр «Малышок» для детского питания. У нас большое разнообразие творожных изделий, паст, твердых и мягких сыров. Буквально на днях поступит в продажу сыр типа знаменитого камамбера, такие сыры с белой плесенью никто в России не делает. На фирме «Калория» трудится сегодня 760 человек, а десять лет назад их было всего полсотни. В нынешнем году мы планируем выпустить продукции на 700 с лишним миллионов рублей.
Перед предприятиями, подобными нашему, всегда стоит проблема бесперебойной поставки и качества сырья, то есть молока. Для обеспечения стабильности в условиях конкуренции мы создали свою сырьевую базу, опять же сделав упор на качество, теперь уже сырья. Сейчас дойное стадо «Калории» насчитывает более 900 племенных коров и работа над улучшением качественного состава молока ведется постоянно: разработка кормов, современные технологии воспроизводства, контроль на каждом этапе.
Еще один определяющий фактор — сбыт продукции. Сегодня нам очень важен именно наш покупатель, мы особенно хорошо это поняли, торгуя на зарубежных выставках и ярмарках. Поэтому мы создали свой Торговый дом, который объединяет 60 фирменных магазинов по всему Краснодарскому краю. 45 % своей продукции мы продаем самостоятельно. Действуют представительства фирмы в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новороссийске. И теперь мы уверены, что покупатели не откажутся от нашей продукции, если на рынок придут новые фирмы.
Но укрепление производства «в преддверии» ВТО — этот только часть вопроса. Не менее важен здесь и правовой аспект. В 2002 году мы одни из первых молочных заводов в крае получили международный сертификат нашей продукции. Хотя, надо сказать, что это не обеспечивает легкого пропуска на международный рынок, но все же является определенной страховкой в ожидаемой конкурентной борьбе.
Куда важнее и сложнее оказалось застраховать себя от недобросовестной конкуренции. Все очень удивлялись, зачем нам это нужно, мы полгода вели переговоры с различными страховыми компаниями. Тем более, что в этом плане очень зыбкое законодательство, хотя именно государство должно установить здесь правила игры, удовлетворяющие и производителей, и страховщиков.
Кстати, это касается и еще одной проблемы — у нас нет эффективной системы защиты от подделок и использования чужих брэндов. Мы например на протяжении полугода ведем тяжбу с рядом саратовских фирм, торговавших под нашей маркой сметаной по ценам и качеству значительно ниже, чем у нас. Парадоксально, но пока фальсификат в большом количестве присутствует на рынке, производить высококачественную продукцию порой просто экономически невыгодно. Эту коллизию, особенно в свете вступления в ВТО, необходимо срочно решать в законодательном порядке.
Но самой сложной проблемой для отечественного производителя всех уровней остаются все же практические правовые проблемы. Мы не знаем, как нам вести себя, как действовать в условиях мирового рынка, не знаем его законов. Нельзя ведь действовать по пословице: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А ведь гром грянет в ближайшее время, и тогда поздно будет искать, кто нам расскажет, что и как надо делать. В 2003-м мы сделали, на мой взгляд, очень важный шаг, можно сказать, перешли на новый качественный этап производства. Понимая необходимость развития связей между наукой и производством создали на базе фирмы «Калория» научно-технический центр Юга России «Молоко». Центр призван координировать и решать об
щие производственные проблемы молочных и сельскохозяйственных предприятий региона путем широкого обмена опытом, проведения совместных научных разработок, организации постоянно действующих школ практического мастерства. В марте и октябре проведены международные конференции с участием ученых и представителей ведущих предприятий отрасли, где представители родственных предприятий Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области обсуждали проблемы присоединения к ВТО. Однако этого, на мой взгляд, недостаточно.
Поэтому одновременно с усилением государственной поддержки агропромышленного комплекса необходимо безотлагательно финансировать и разворачивать работу, широкую информационно-консультативную программу подготовки руководителей и специалистов по всему спектру деятельности в условиях в ВТО.
Лишь совместные усилия производителей и государства помогут решить эти вопросы.
Но есть и еще одно немаловажное условие. Несмотря на все трудности и проблемы, всегда остается оптимизм и вера в свой коллектив, команду единомышленников. Именно такой сложился сегодня в «Калории». Это настоящие профессионалы, творческие личности. С такой поддержкой можно добиться всего. Я в этом уверена!