«НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ НЕ ГОТОВО РЕШАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
В Ростове-на-Дону, в районе второго поселка Орджоникидзе, на улице Туполева, где я живу, находится завод «Алмаз». Когда-то он был крупным военно-промышленным предприятием. Здесь трудилось около пяти тысяч высококвалифицированных специалистов, в их числе и мой отец.
Сегодня на заводе работает менее тысячи человек. Как рассказал начальник одного из цехов Анатолий Пивнев, за последние годы на «Алмазе» значительно ухудшились условия труда специалистов. Более десятка лет здесь практически не обновляются основные фонды. Сегодня большинство оборудования морально и физически устарело. В цехах трудятся в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста. Из-за низкой заработной платы и невысокой культуры производства молодые специалисты на предприятие не идут.
А. Пивнев посетовал на то, что каких-то пятнадцать лет назад проблему трудоустройства выпускников вузов, техникумов и ПТУ решало государство. Каждые пять лет оно планировало, сколько специалистов и каких специальностей необходимо народному хозяйству. И все выпускники как правило были востребованы.
– Да все лучшее из советской системы и сегодня надо брать на вооружение, – горячился Анатолий Пивнев. – Недаром ведь говорят, что новое – это хорошо забытое старое.
В справедливости его слов в последствии я убедилась и сама…
Не секрет, что с переходом экономики на рыночные отношения в нашей стране изменилось многое, в том числе – и подход к образованию. Большей частью оно стало коммерческим. На бюджетной основе в вузах сегодня учится уже менее половины студентов. Выпускники практически не востребованы работодателями, проблемы трудоустройства им приходится решать самим.
С целью поподробнее изучить ситуацию я побывала в нескольких деканатах Ростовского государственного университета, где учусь и сама. К сожалению, точной информацией, где трудятся сегодня их выпускники, там не располагали… Тогда у заместителя декана исторического факультета РГУ я взяла список выпускников-археологов-2005 одной из групп дневного отделения. Методист по воспитательной работе подсказал контактный телефон старосты. Я созвонилась с бывшими студентами РГУ и пришла к неутешительным выводам…
Оказалось, что из вчерашних студентов трудятся по специальности единицы – как правило, это те, кто устроился по знакомству, или еще в период учебы получил опыт работы по специальности. Так, из десяти человек группы только трое студентов, участвовавших во время практики по археологии в раскопках в Калининградской области, нашли работу по специальности. В Донском археологическом обществе способности этих трех молодых специалистов оценили по достоинству.
Изучая рынок труда по другим специальностям, я побывала в ряде кадровых агентств, в отделах кадров нескольких промышленных и торговых предприятий. Увы, везде картина была одинаковой. Оказалось, что выпускнику вуза устроиться сегодня на работу по специальности практически невозможно! Главная из причин такого положения – это перенасыщенность рынка труда молодыми специалистами разных профессий и низкий уровень заработной платы на производстве. И хотя специальные издания («Все для Вас», «Образование, работа, отдых» и др.) пестрят объявлениями типа "требуются инженеры-электронщики, технологи, бухгалтера" – устроиться на хорошую работу, не имея опыта, нельзя. А вот на те же оборонные и некоторые промышленные предприятия, где низкая зарплата труда и строгий распорядок дня – пожалуйста. Но потому здесь и высока текучесть молодых кадров: молодежь стремится к «непыльной» работе в сфере обслуживания и торговли, где и заработная плата выше, и корпоративный дух как-то сплачивает коллектив, делая жизнь интереснее.
Но хотя сегодня и «вся страна торгует», оказаться в сфере торговли и обслуживания юноше и девушке ныне так же не просто. Да, в этой сфере никого не интересует, кто ты по специальности. Здесь встретишь всех – от юристов до ветеринаров и агрономов. Но в остром дефиците HR (Human Resources) – человеческий ресурс. Речь идет о толковых HR – менеджерах – специальности, которой только начинают учить в некоторых вузах. Впрочем, если есть талант – аналитический ум, наблюдательность, коммуникабельность, умение разбираться в людях, серьезный интерес к прикладной психологии, чуткость и интуиция – тебя примут в коллектив и без специального образования. Если же такие способности заменяет неуемная энергия, то тоже не все потеряно. Точнее, модель работы нынешних кадровых агентств можно представить так – из двух человек: умного, толкового, но пассивного и менее толкового, но активного, предпочтут активного. Какое у кого образование, роли не играет...
Кстати, в третьем рейхе, создавшем одну из самых сильных в истории человечества кадровых систем, использовалась обратная модель, которая была присуща также советскому строю и широко применяется в современном мире. Умных, но пассивных в период кризиса или войны всегда берегли для формирования властных структур, а активных сразу отправляли на передний край.
Но сегодня рынок труда «дикого капитализма» диктует свои спрос и предложения. А что ждет нас завтра? Если разумно посмотреть на ближайшую перспективу, то исходя из задач, поставленных Президентом России В. Путиным по удвоению ВВП, для их решения, безусловно, нужны кадры. Как говорил небезызвестный И. Сталин, «кадры решают всё». Так вот, Бог с ними, с археологами. Но старшее поколение специалистов-«технарей» завтра уйдет на заслуженный отдых. И кто их заменит? Может быть, инженеры-конструкторы, технологи, химики, электромеханики «от торговли»? Абсурд! Они давно позабыли, чему их учили, утратили навыки, не имеют опыта. Следовательно, нужны новые кадры, способные не только разработать современные технологии, но и воплотить их в жизнь. Где ж таких взять? Ответ на этот вопрос, как говорится, лежит на поверхности: уже сегодня надо готовить специалистов именно по тем специальностям, которым реально предстоит удваивать ВВП.
Не так давно Правительство РФ приняло программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу – до 2008 года. Ее цель – набрать такие темпы экономического развития, чтобы к 2010 году решить в России задачу удвоения ВВП. По ряду важных направлений эта программа – действительно шаг вперед. Тем более, что она подкреплена финансовыми средствами из стабилизационного фонда. Но лично меня смущает отсутствие в программе системного подхода к решению задачи, конкретного механизма действия. За ее рамками как бы остались вопросы: кто и как будет реализовывать программу? К примеру, как правительство намеренно решать проблемы обновления и модернизации основных фондов, как и каких специалистов предстоит в первую очередь готовить вузам?
Как известно, образование и экономика - вещи взаимосвязанные. Образование сегодня – именно та точка опоры для будущей экономики нашей страны, которая позволит той сделать шаг вперед для возрождения государства, его мощи и величия. Поэтому считаю, что уже сегодня необходимо проявить политическую волю и положить реальное начало процессу серьезных преобразований в образовании. В первую очередь – приостановить негативные процессы, связанные с его непродуманной коммерциализацией. Наконец, избавиться от иллюзий, что панацея от наших бед – рыночные отношения во всех сферах жизни. Мол, наш поезд устремится вперед, если вместе с экономикой переведем на рыночные отношения образование, науку, культуру…
Полагаю, это опасное заблуждение! Пущенное на самотек и отданное сегодня на откуп темной рыночной экономике российское образование уже приняло уродливое состояние и отнюдь не готово решать те же экономические задачи.
А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели?