"Ъ" призвал к осторожности, поскольку "тайны приоткрываются"

ЮФ
После трех лет последовательного ограничения доступа к базе данных о российской экономике и бизнесе Минфин намерен восстановить прозрачность в госполитике и рыночных отношениях, насколько это возможно. Контролирующей инстанцией будет выступать налоговая служба.
В нынешних реалиях сложилось так, что компании не могут проверить добросовестность своих партнеров, инвесторы и кредиторы — устойчивость заемщиков, при этом государственные органы теряют рычаги управления экономикой.
По мнению специалистов, готовящиеся изменения не приведут к массовому раскрытию информации, так как случаи снятия ограничений будут единичными. Но даже частичный отказ от ограничений в доступе к данным может свидетельствовать о начале процесса возвращения экономики к нормальным рыночным условиям, пишет «Ъ».
Минфин намерен восстановить доступ к закрытым данным из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в случае отсутствия оснований для ограничений. Поправки к закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уже опубликованы на regulation.gov.ru.
В министерстве полагают, что одна часть участников хозяйственных отношений не должна иметь преимущества перед другой: ограничение доступа к информации в ЕГРЮЛ «противоречит интересам бизнеса и государственных органов». Бизнес не может проверить легитимность контрагентов, кредиторы и инвесторы — оценить риски, а госорганы — заниматься налоговым, таможенным, антимонопольным и закупочным регулированием, пояснили авторы инициативы.
С 2019 года на ограничение доступа к сведениям в ЕГРЮЛ имели право компании, попавшие под санкции, а также предприятия, зарегистрированные в Крыму и Севастополе, а позже - из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В 2022 году механизм был расширен: власти начали формировать закрытые списки лиц, на которых могут быть распространены санкции, если у правительства есть «достаточные основания» для такого предположения.
Организации пока имеют возможность ограничить доступ к своим данным — в том числе по учредителям и участникам, учредительным документам, директоров, выданным лицензиям, а также по филиалам и представительствам.