Ростовчанам рассказали, как помочь детям освоить программирование самостоятельно

18/03/2025 - 14:01
Фото: 

Южный Федеральный

Навыки программирования открывают ребенку доступ к широкому спектру профессий: от разработчика программного обеспечения и веб-дизайнера до аналитика данных и специалиста по кибербезопасности. Потребность в таких специалистах со временем будет только расти. 

Именно поэтому многие родители стараются увлечь ребенка кодингом еще с дошкольного возраста. О том, как это сделать и что поможет детям освоить программирование, в беседе с "Южным Федеральным" [ЮФ] рассказала Ирина Воробьева, учитель информатики лицея №26 города Шахты [Ростовская область] и активный участник программы профессионального развития Яндекс Учебника «Кадровый резерв».

ЮФ: Какую пользу приносит детям программирование

Ирина Воробьева: Кодинг помогает освоить навыки, которые пригодятся детям не только на уроках информатики, но и в жизни в целом. Например, программирование развивает лигическое мышление, креативность, решение проблем, аналитические способности, концентрацию внимание. Даже если ребенок не свяжет свою жизнь с цифровыми профессиями в будущем, занятия программированием точно не пройдут для него даром и помогут освоить любое направление из точных или гуманитарных наук.

ЮФ: Как учить программированию детей разного возраста

Ирина Воробьева: Знакомить с кодингом можно в самом раннем детстве. Главное — подобрать инструменты, которые подходят к уровню развития и интересам ребенка. Например, дошкольников не обязательно сажать за компьютер. Логическое мышление хорошо развивают такие игры, как «Управляй роботом», в которой один ребенок становится программистом, а другой — роботом. Чтобы выполнить задачу, «программист» отдает «роботу» простые команды, например, «сделай шаг вперед» или «поверни налево». Так дети учатся разбивать действие на последовательность шагов и осваивают алгоритмическое мышление. Или головоломки и лабиринты. Развивают пространственное мышление и помогают визуализировать алгоритмы. Конструкторы LEGO и Arduino, робототехнические наборы. Учат детей собирать модели по инструкциям, программировать их на выполнение простых задач. Кроме логического мышления развивают инженерные навыки и показывают принципы работы механизмов.

Если речь о младшеклассниках (7–10 лет), то они уже готовы к первому знакомству с простыми языками программирования. Например, визуальными, в которых код составляется из блоков, или основами программирования на Python. Для таких занятий используйте: Scratch — платформа с интуитивно понятным интерфейсом, на которой можно создать простую игру, анимацию или интерактивную историю с помощью блоков с командами. Для самых маленьких есть упрощенная версия – Scratch Junior (от 5 лет). Lightbot — увлекательная игра-головоломка, в которой ребенок программирует робота на выполнение простых задач. Отличный способ развить логическое мышление в игровой форме. PyGame — библиотека языка Python для создания игр, в которой много возможностей для работы с графикой, звуком и управлением игровыми событиями. Занятия в ней подойдут ребятам, которые начинают интересоваться текстовым программированием.

Дети средней школы в возрастной категории от 11 до 14 лет считаются созревшими для изучения текстовых языков программирования. Вот те из них, на которых можно акцентировать внимание ребенка:
Python — понятный и популярный язык, который широко используется сегодня в программировании;
JavaScript — язык для веб-разработки и создания интерактивных, динамических элементов на веб-сайтах;
C# — на этом языке пишутся игры на популярной платформе Unity; 
C++ — язык применяется для создания высокопроизводительных приложений и операционных систем игровых консолей. Считается одним из самых сложных современных языков и подойдет для ребят, которые по настоящему увлечены программированием.

ЮФ: Как совершенствовать навыки программирования в старшей школе?

Ирина Воробьева: Обычно увлеченные кодингом старшеклассники выбирают интересные для себя направления и углубляются в них. Чаще всего ребята сегодня концентрируются на разработке мобильных приложений и игр, веб-разработке, Data Science и машинном обучении.
В каждом конкретном случае стоит направить их на развитие разных навыков. Например:
- в разработке мобильных приложений помогут языки программирования Kotlin (для Android) или Swift (для iOS);
- для веб-разработки нужны навыки программирования на JavaScript и углублять знания фреймворков React, Angular или Vue.js, а также backend-разработки на Python (Django, Flask) или Node.js;
- при создании игр не обойтись без знания языков C# и C++ и сред разработки Unity и Unreal Engine.
- а ребятам, увлеченным Data Science и ML, нужно сосредоточиться на языке Python и изучении библиотек NumPy, Pandas, Scikit-learn, TensorFlow.

Как правило, старшеклассники уже готовы к тому, чтобы решать конкретные задачи и применять навыки кодинга на практике. Задача взрослых на этом этапе — поощрять школьников в их стремлениях. Ребята с глубокими знаниями программирования могут участвовать в олимпиадах. В Ростовской области с подготовкой к олимпиаде школьникам поможет региональный центр выявления и поддержки одаренных детей “Ступени успеха”, в котором можно учиться бесплатно на конкурсной основе.

Ещё один способ развития для школьников в интересующей области — это стажировки в IT-компаниях. Они дают ребятам практический опыт и возможность изучить цифровую профессию изнутри.

ЮФ: Как ребенку развиваться вне школы? 

Ирина Воробьева: Школьная программа — это лишь старт в мир программирования. Чтобы стать настоящим «мастером кода», ребенку нужно постоянно углублять знания и оттачивать навыки на практике. Возможностей для этого сегодня много - это онлайн-курсы от различных образовательных платформ, кружки по программированию, много предложений действует от правительства в рамках реализации различных нацпроектов.

ЮФ: Какие советы вы можете дать, чтобы избежать типичных ошибок при обучении детей программированию

Ирина Воробьева: Не ожидайте всего и сразу. Не стоит торопить ребенка, требовать от него хороших результатов за короткий срок или сравнивать с другими. Каждый учится в своем темпе, с учетом особенностей характера и мышления. Не перегружайте ребенка. Лучше давайте ребенку заниматься регулярно, но понемногу и обязательно с полноценными перерывами. Чтобы поддерживать интерес к занятиям, используйте разные методы обучения. Например, экспериментируйте с платформами и языками программирования. Не ругайте за промахи. Помните, что ошибки — это нормальная часть процесса обучения. Даже если ребенок не завершил задачу, но хоть немного в ней продвинулся, он уже достоин вашей похвалы.

Автор: Нил ПРОТАСОВ