Делягин рассказал, как можно избежать «эмоциональных расходов»
Для оптимизации своих расходов люди должны усвоить одно из главных правил: приобретая что-либо, отключай эмоции. Как только у человека появилось жгучее желание купить тот или иной товар, он должен сесть, «продышаться» и всё обдумать – зачастую в процессе обдумывания выясняется, что без этой вещи вполне можно обойтись, такой совет россиянам дал известный экономист Михаил Делягин.
Кроме того, потенциальный покупатель должен уметь выявлять маркетинговые уловки ретейлеров, которые пытаются заставить посетителей магазинов совершать нелогичные покупки. Такими уловками, например, являются фальшивые скидки (вокруг «дешевого» предложения располагается товар с завышенными ценами), а также расположение ценников на уровне глаз (в «золотой зоне»). В данном случае выгодный по цене товар надо искать на самых неудобных полках, поясняет эксперт.
Еще несколько советов: заранее составить список продуктов и не «сворачивать» с него в течение всего похода по магазину; не брать большую корзину (тележку), чтобы избежать соблазна заполнить пустое пространство; по возможности рассчитываться наличными – так труднее расставаться с деньгами чисто психологически (согласно исследованию в США, покупатели с наличными деньгами тратили на 30% меньше покупателей с банковскими картами).
При заказе доставки через интернет Делягин рекомендует держать себя в руках и не вестись на различные спецпредложения – многие скидки и акции в Сети имеют «обманную природу». Однажды купленные им товары с персональной скидкой оказались дороже, чем для новых покупателей.
Есть еще один способ сократить расходы. Он самый примитивный, но довольно действенный: записывать все расходы на протяжении недели. Делягин признался, что прибегал к такому способу. И когда анализировал свой семидневный список, чувствовал себя «обезьяной» из-за множества ненужных покупок, сделанных под воздействием личных эмоций.