Эксперт по подготовке кадров дал советы работодателям в борьбе с «опоздунами»
Проблема с сотрудниками, опаздывающими на работу, известна практически каждому работодателю. Многие руководители борются с этим, но иногда их усилия оказываются тщетными.
Эксперт-консультант по построению кросс-функциональных команд и специалист по профессиональной подготовке менеджеров Виктор Ананин рассказал редакции сайта «Южный федеральный» о том, почему возникают такие проблемы и как работодателям с ними бороться.
Прежде всего, эксперт разделил «опоздунов» на три категории:
- Пунктуальные сотрудники, которые практически никогда или очень редко и только по веским причинам опаздывают.
- Сотрудники, которые в целом приходят вовремя, но могут приходить на работу немного раньше или позже (в пределах 10-15 минут).
- Хронические «опоздуны».
По словам Ананина, большинство сотрудников относятся к первым двум категориям. Их доля в организациях, как правило, составляет порядка 90-95%.
Консультант отметил, что опоздания на работу в пределах 10-15 минут не являются критичными для организации (за исключением важных совещаний, встреч или ключевых рабочих моментов). Однако же отсутствие пунктуальности у сотрудников не приветствуется в деловой среде, особенно у руководителей.
«Это, как минимум, неприлично, как максимум, непрофессионально», – подчеркнул специалист.
При этом он отмечает, что если сотрудники первых двух категорий укладываются в эти допустимые 10-15 минут, то «хронические опоздуны» позволяют себе опаздывать на полчаса и более.
Эксперт назвал основные причины, из-за которых люди опаздывают на заботу. По его словам, в основном это внутренняя неорганизованность и нежелание брать на себя ответственность. Однако же по его словам, здесь надо помнить о том, что у опаздывающих всегда находятся «уважительные» внешние причины, например, сотрудники грешат на транспорт, форс-мажоры и прочее.
Далее Виктор Ананин объяснил, как руководству работать с сотрудниками, которые опаздывают. По его словам, работодателям необходимо меры принимать надо только в том случае, если опоздания критичны для бизнеса и наносят реальный ущерб (финансовый, репутационный и т.д.). Если угрозы нет, то не нужно «мешать газу течь».
Если же появляются существенные угрозы, то руководителям следует прибегнуть к следующим мерам:
- провести открытые собрания с коллективом, чтобы обсудить проблему и её последствия для всей команды;
- ввести базовое правило: опоздавший сотрудник должен предупреждать об этом руководителя и коллег;
- разработать и согласовать с сотрудниками свод внутренних правил, которые надо закрепить документально;
- фиксировать опоздания, проговаривать их причины с сотрудниками, делать публичные акценты на них, но без унижения опоздавшего сотрудника;
- утвердить и ввести официальную систему штрафных санкций: например, за опоздание на 5 мин – Х рублей, на 15 мин – 2Х рублей, на 30 мин – 3Х рублей, а все штрафные накопления можно использовать на нужды подразделения (корпоративные мероприятия и прочее).
Эксперт отмечает, что обычно этих мер бывает достаточно для работы с нормальной командой, где «хронические опоздуны» отсутствуют.
Бороться с теми, кто постоянно опаздывает сложно. И здесь у руководителей есть две линии поведения:
- если опаздывающий сотрудник имеет ценность для коллектива, то с ним приходится «нянчиться»;
- если это не ключевой сотрудник, то можно начать с двух-трёх устных предупреждений, затем зафиксировать опоздания и применять меры воздействия, например, штрафы, отказ в карьерном росте или увольнение (если работник опоздал на 4 часа и более).