Эксперт по подготовке кадров дал советы работодателям в борьбе с «опоздунами»

12/08/2024 - 16:22

Проблема с сотрудниками, опаздывающими на работу, известна практически каждому работодателю. Многие руководители борются с этим, но иногда их усилия оказываются тщетными.

Эксперт-консультант по построению кросс-функциональных команд и специалист по профессиональной подготовке менеджеров Виктор Ананин рассказал редакции сайта «Южный федеральный» о том, почему возникают такие проблемы и как работодателям с ними бороться.

Прежде всего, эксперт разделил «опоздунов» на три категории:

  1. Пунктуальные сотрудники, которые практически никогда или очень редко и только по веским причинам опаздывают.
  2. Сотрудники, которые в целом приходят вовремя, но могут приходить на работу немного раньше или позже (в пределах 10-15 минут).
  3. Хронические «опоздуны».

По словам Ананина, большинство сотрудников относятся к первым двум категориям. Их доля в организациях, как правило, составляет порядка 90-95%.

Консультант отметил, что опоздания на работу в пределах 10-15 минут не являются критичными для организации (за исключением важных совещаний, встреч или ключевых рабочих моментов). Однако же отсутствие пунктуальности у сотрудников не приветствуется в деловой среде, особенно у руководителей.

«Это, как минимум, неприлично, как максимум, непрофессионально», – подчеркнул специалист.

При этом он отмечает, что если сотрудники первых двух категорий укладываются в эти допустимые 10-15 минут, то «хронические опоздуны» позволяют себе опаздывать на полчаса и более.

Эксперт назвал основные причины, из-за которых люди опаздывают на заботу. По его словам, в основном это внутренняя неорганизованность и нежелание брать на себя ответственность. Однако же по его словам, здесь надо помнить о том, что у опаздывающих всегда находятся «уважительные» внешние причины, например, сотрудники грешат на транспорт, форс-мажоры и прочее.

Далее Виктор Ананин объяснил, как руководству работать с сотрудниками, которые опаздывают. По его словам, работодателям необходимо меры принимать надо только в том случае, если опоздания критичны для бизнеса и наносят реальный ущерб (финансовый, репутационный и т.д.). Если угрозы нет, то не нужно «мешать газу течь».

Если же появляются существенные угрозы, то руководителям следует прибегнуть к следующим мерам:

  • провести открытые собрания с коллективом, чтобы обсудить проблему и её последствия для всей команды;
  • ввести базовое правило: опоздавший сотрудник должен предупреждать об этом руководителя и коллег;
  • разработать и согласовать с сотрудниками свод внутренних правил, которые надо закрепить документально;
  • фиксировать опоздания, проговаривать их причины с сотрудниками, делать публичные акценты на них, но без унижения опоздавшего сотрудника;
  • утвердить и ввести официальную систему штрафных санкций: например, за опоздание на 5 мин – Х рублей, на 15 мин – 2Х рублей, на 30 мин – 3Х рублей, а все штрафные накопления можно использовать на нужды подразделения (корпоративные мероприятия и прочее).

Эксперт отмечает, что обычно этих мер бывает достаточно для работы с нормальной командой, где «хронические опоздуны» отсутствуют.

Бороться с теми, кто постоянно опаздывает сложно. И здесь у руководителей есть две линии поведения:

  • если опаздывающий сотрудник имеет ценность для коллектива, то с ним приходится «нянчиться»;
  • если это не ключевой сотрудник, то можно начать с двух-трёх устных предупреждений, затем зафиксировать опоздания и применять меры воздействия, например, штрафы, отказ в карьерном росте или увольнение (если работник опоздал на 4 часа и более).
Автор: Наталья Гетьманенко