Эксперты ОМС разъяснили, что делать, если вы столкнулись с ошибками в учетной записи полиса ОМС

С конца прошлого года для всех граждан РФ стало доступно оформление и получение электронного медицинского полиса. Это стало возможным благодаря внедрению Единого федерального регистра застрахованных лиц, который обеспечивает ведение персонифицированного учёта сведений о застрахованных лицах и об оказанной им медицинской помощи в системе ОМС.
В основе формирования каждой учетной записи регистра – информационный межведомственный обмен между различными ведомствами.
С переходом на цифровой полис ОМС Правительством РФ установлен переходный период, который очень важен для отработки всего технологического процесса. Всероссийский союз страховщиков констатирует, что сейчас в ходе информационно обмена выявляются ошибки и неточности в учетных записях.
«Страховые компании фиксировали порядка 30 тысяч неточностей в сведениях о гражданах и застрахованных лицах», - отмечает вице-президент ВСС Роман Щеглеватых.
О том, как ошибки в учетных записях отражаются на правах пациентов на получение гарантированной государством медицинской помощи, и что делать, если вы столкнулись с проблемой некорректных данных электронного полиса рассказывают эксперты системы ОМС.
Отказ в получении медицинской помощи невозможен
В соответствии с требованиями законодательства все граждане РФ являются застрахованными в рамках программы обязательного медицинского страхования. И если у вас есть полис ОМС, то вы получаете медицинскую помощь по программе государственных гарантий бесплатной оказаний медицинской помощи.
Как подчеркивают в Федеральном фонде ОМС, технические ошибки в учетной записи не могут привести к аннулированию действия полиса ОМС и отказать в медицинской помощи вам не могут.
«В системе ОМС полис может быть аннулирован только в случае смерти застрахованного, лишения гражданства Российской Федерации, а для граждан иностранных государств это окончание разрешения на временное пребывание или аннулирование вида на жительство, лишение статуса беженца. Других причин для аннулирования нет, и застрахованные в полной мере имеют право на получение всех видов медицинской помощи, оказываемых в рамках ОМС», - пояснили в ведомстве.
Вместе с тем, требование о наличии актуального и корректного полиса ОМС у пациента в системе информационного взаимодействии между участниками ОМС имеет большое практическое значение.
«Это основа для идентификации застрахованного лица, основной «ключ» для всех последующих действий, связанных с учётом и оплатой оказанной медицинской помощи, а также защитой прав пациентов на качественную и бесплатную медицинскую помощь в системе ОМС», - поясняет советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.
Когда возникают ошибки в полисе ОМС
Единый регистр застрахованных лиц должен быть всегда актуальным, т.е. содержать самую последнюю информацию по застрахованному лицу, по этой причине в него вносятся изменения при смене фамилии, места регистрации застрахованного лица, замене паспорта, выбора страховой медицинской организации.
«На этом этапе иногда возникают ситуации, при которых у одного гражданина могут появиться несколько вариантов идентифицирующих данных – это так называемые «дубли». Информация вносится как самими застрахованными, так и различными ведомствами. И технически система сама может объединить такую информацию», - поясняет Михаил Пушков.
Проблема заключается в том, что при обращении гражданина за медицинской помощью при предъявлении полиса ОМС, паспорта специалист регистратуры поликлиники не может его однозначно идентифицировать, т.е. найти по системе поиска одного застрахованного в регистре, которому бы принадлежали все персональные данные. В этих случаях в некоторых территориях «дубли» не видны операторам в поликлиниках, что неверно трактуется ими как отсутствие полиса ОМС.
Как отмечают эксперты системы ОМС, сейчас эти вопросы оперативно решаются на уровне страховых медицинских организаций.
«Все страховые медицинские организации активно выявляют такие «дубли», находят застрахованных лиц, связываются с ними и просят подойти в офисы страховщиков для уточнения информации», - отмечает Михаил Пушков.
Что делать пациенту в случае обнаружения ошибки в учетной записи
Чаще всего об ошибке вашей учетной записи в Едином регистре застрахованных лиц свидетельствуют некорректные данные о полисе на портале «Госуслуги».
Это могут быть следующие ситуации:
- вы не видите номер полиса ОМС у себя в личном кабинете,
- при обращении за цифровым полисом вам приходит некорректная информация о полисе – например, он приостановлен, или данные не соответствуют бумажному или пластиковому носителю
Как правило, такие ошибки возникают по одной причине - изменились ваши персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения), а также произошла замена документов, подтверждающих личность вследствие достижения возраста, определенного законодательством (14 лет, 20 лет, 45 лет).
К сожалению, через портал «Госуслуг» изменения персональных данных полиса ОМС не вносятся. Это могут сделать представители СМО. Для решения этой ситуации вам необходимо обратиться лично в страховую медицинскую организацию, которая ранее выдала вам полис ОМС, или отправить запрос через платформу обратной связи на портале «Госуслуги», и ваше обращение придет в страховую медицинскую организацию либо территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В этом случае вопрос с корректностью информации будет решен.
Также эксперты системы ОМС рекомендуют в случае смены персональных данных не дожидаться, когда система сама их внесет, а сразу связаться со своей страховой медицинской организацией для внесения новых корректных данных в Единый регистр застрахованных лиц.