Максим Федоренко: Ростов получил шанс превратиться в современный цифровой научно-культурный центр
ЮФ/АиФ/КП-Ростов/Меотида/Евроспорт
Сити-менеджер Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко ушел в отставку. Администрацию донской столицы возглавил Александр Скрябин, ранее освобожденный от должности первого заместителя губернатора Ростовской области.
По мнению директора Международного института проблем устойчивого развития (МИПУР) Максима Федоренко, это событие открывает новые горизонты для развития города, предоставляя возможность для реализации свежих идей и подходов к решению накопившихся не только в донской столице, но и во всей Ростовской области проблем.
-Смена руководства Ростова может вдохнуть новую жизнь в городские инициативы и проекты. Необходима трезвая оценка, свежий взгляд на текущую ситуацию и внедрение новых подходов к управлению, которые в лучшую сторону изменят качество жизни ростовчан. Это касается всех сфер - от наболевших проблем с городской инфраструктурой до модернизации культурной составляющей жизни Ростова и области, что жизненно необходимо для устойчивого развития региона в целом, - сказал Максим Федоренко.
Перестановки в руководящем составе Ростова и области - это не просто кадровые решения, это шанс на переосмысление приоритетов и реализуемых стратегий.
Ростов-на-Дону, известный своим культурным наследием и уникальной атмосферой, в прошлом столетии занимал важное место на карте документального кино в России. Город стал не только родиной многих талантливых режиссеров и операторов, но и местом, где зародилась одна из самых значимых киностудий страны.
Ростовская киностудия была основана в 1926 году и на протяжении многих десятилетий выпускала документальные фильмы. За годы своей деятельности студия создала множество значимых работ, которые получили признание как в России, так и за ее пределами. Все эти ленты стали уникальным архивом истории СССР и служат важным источником информации о жизни людей, их быте, культурных и социальных переменах.
Фильмы, созданные работавшими в Ростове документалистами, затрагивали важные проблемы общества, освещали самые знаковые моменты в жизни огромной страны. Документальное кино производства Ростовской киностудии представляет собой ценное свидетельство о том времени, которое запечатлено на пленке.
По заказу центральных министерств и ведомств ростовские кинематографисты создавали образовательные, научно-популярные, социальные фильмы. До тех пор, пока в 2007 году не была ликвидирована программа “Кинолетопись России”. Это стало началом конца Ростовской киностудии, которая к тому моменту так же, как и вся страна уже прошла через “реформы”.
Заказы от государства теперь приходилось получать через торги, к участию в которых киностудию однажды не допустили совсем. Итогом стали закрытие и ликвидация легендарной киностудии Юга России.
Ростов-на-Дону не раз становился площадкой для кинофестивалей, что также способствовало развитию киноотрасли в регионе.Такие мероприятия не только поддерживали местных авторов, но и способствовали обмену опытом между профессионалами из разных уголков страны и мира. Время от времени в Ростове еще проходят мероприятия, имеющие отношение к киноиндустрии. Но их лишь с большой натяжкой можно назвать “событием в мире кино”.
Кинофестиваль Bridge of Arts, при создании анонсированный, как визитная карточка Ростова, оказался в конфликте с ростовскими властями. Денег на “визитную карточку” в местном бюджете не нашлось.
В 2019 году президент фестиваля Олег Тактаров открыто заявил, что в Ростове “его кинули”. Администрацию города тогда возглавлял Виталий Кушнарев, ныне находящийся под стражей.
Остался Дон и без обещанного кинокластера. 20 гектаров земли в Аксайском районе Ростовской области должны были стать полноценным объектом кинематографической инфраструктуры. В 2017 году проект получил одобрение от президента Владимира Путина. Губернатор Василий Голубев даже подписал соглашение с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения.
Кино сняли в том же 2017 году. Сериал “Смотритель маяка” стал первым и последним проектом, снятым в зародыше того, что должно было стать «Кинокластером Дон» и прославить Ростов на всю Россию в качестве нового центра отечественной киноотрасли. Декорации маяка стали местом для селфи, а позже перешли в частные руки. А сам “ростовский Голливуд” так и остался аксайскими степями.
Ростовские власти во главе уже с Алексеем Логвиненко утратили интерес и к фестивалю, и к кинокластеру. Подававший надежды Bridge of Arts так и не стал “визитной карточкой” Ростова, а новых идей, как привлечь в Ростов творческую элиту, в кабинетах Администрации столицы региона не родилось.
Не нашлось и частных инвесторов, желающих вкладывать деньги в проект, который не волнует даже собственных владельцев. «Кинокластер Дон» так и остался в виде макета, показанного Путину на полях ПМЭФ-2017. Превращать его в реальность донское правительство не стало.
В ноябре прошлого года на Дону сменилась власть. В регион пришел новый губернатор (пока - с приставкой врио) Юрий Слюсарь. Среди обрушившегося на новую команду вороха проблем - важнейшая культурная составляющая.
Ростовская область — это уникальный регион, расположенный на стыке Востока и Запада, который отличается своим многообразием культур и традиций. Здесь переплетаются элементы кавказской, славянской и казачьей культур, создавая уникальную атмосферу. Это многообразие представляет собой не только богатство, но и огромный потенциал для развития региона.
-Ростов-на-Дону, обладая богатым культурным наследием, сильной кинематографической школой и современными научными ресурсами, имеет все шансы стать центром, где инновации успешно интегрируются в киноиндустрию. Образовательные учреждения и центры города могут стать площадками для разработки новых технологий, а местные кинематографисты — активными участниками этого процесса.
Синергия культурных и научных ресурсов позволит создать уникальную экосистему, в которой будут пересекаться творчество и наука. Это может привести к появлению новых форматов фильмов, интерактивных проектов и мультимедийных спектаклей, которые привлекут внимание зрителей. Такие инициативы не только разнообразят культурную жизнь города, но и сделают его привлекательным для кинокомпаний и талантливых специалистов со всей страны, - уверен Максим Федоренко.
При правильном подходе нового руководства Ростов сможет не только занять достойное место на культурной карте страны, но и вернуть себе статус города, где культура идет в ногу с актуальными тенденциями в мире инноваций.