Методист Татьяна Сорокина обозначила ключевые сложности дистанционного обучения

20/06/2024 - 08:06
Подпишитесь на ЮФ на

Дистанционное обучение, как педагогическая практика, имеет древние корни, однако его современное понимание и формы возникли в результате современных технологических достижений. Первые попытки дистанционного обучения были предприняты еще в XIX веке с появлением почтовых курсов, которые позволяли студентам изучать материалы и отправлять свои задания на проверку без необходимости физического присутствия в учебных заведениях. Однако реальный взлет дистанционного обучения произошел в конце XX века и начале XXI века с развитием интернет-технологий.

С появлением цифровых технологий появилась возможность использовать онлайн-платформы, вебинары, видеоуроки, электронные учебники и другие средства.

Сегодня дистанционное обучение активно развивается в различных областях знаний и становится все более популярным как альтернатива традиционному очному образованию. Такие тенденции привлекают внимание ученых, педагогов, студентов и работодателей, заставляя пересматривать традиционные представления о процессе обучения и подготовки специалистов. 

Особенно актуальна проблематика дистанционного образования для российских регионов, находящихся рядом с зоной ведения боевых действий. Здесь этот формат обучения - не результат личного выбора, а данность, обусловленная вопросами безопасности. О том, как современная школа взаимодействует с инновационным подходом к процессу получения образования, эксклюзивно для «Южного федерального» рассказала Татьяна Сорокина - психолог-педагог, методист, тьютор, член Федерации психологов образования России. 

«XXI век открывает для нас новые возможности. С каждым годом наша жизнь претерпевает достаточно серьезные изменения, если сравнивать, например, с жизнью сто лет назад. Одно из главных преимуществ современности - наличие выбора.

В нашей стране законодательство в области образования одно из самых лояльных: дети и родители могут выбирать форму обучения (самостоятельно или в учебном заведении, очно или заочно, или вообще очно-заочно). Но в некоторых регионах нашей страны обстоятельства складываются так, что выбора нет: только дистанционка. Это сейчас касается семей, которые живут в приграничных районах и проводить занятия в школах небезопасно.

Мы уже имеем какой-то опыт обучения детей удаленно, пандемия здесь помогла начать ориентироваться многим родителям, детям, учителям. Но, совершенно точно, что данный формат обучения требует особого внимания, особого подхода.

Дистанционное обучение по сути обнажает все проблемы современной школы. Если при очном обучении ребенок приходит на урок, но при этом не включается в образовательный процесс, то это не так заметно, как при онлайн обучении. Да и у детей больше соблазнов: не заниматься ненавистной химией или прогулять такую странную и непонятную геометрию.

Если мы посмотрим на данные исследований, связанных с изучением качества образования с применением дистанционных технологий, которые проводились в период и после пандемии, то увидим весьма любопытные результаты. К примеру, Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС в 2021 году опросил весьма внушительное количество участников образовательного процесса - 4 тысячи из трех регионов нашей страны. Среди трудностей, с которыми столкнулись ученики во время дистанционного обучения, почти половина респондентов (49,8%) назвали “рост объема домашних заданий и материалов для самостоятельной подготовки”. 41,6% участников опроса также выделили проблему снижения контроля за успеваемостью ученика.

Ситуации при обучении детей с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в приграничных регионах в текущем году не изменилась. Выделяют все те же трудности.

О чем нам говорят эти проблемы? Во-первых, дети не умеют самостоятельно учиться. Многие люди искренне уверены в том, что ребенок рождается с набором определенных качеств, знаний и умений, которые запускаются в зависимости от возраста. Но это не так. Чтобы ребенок чему-то научился, должны быть сформированы определенные условия. Если мы обратимся к трудам Петра Лесгафта, Льва Выготского, Станислава Шацких, Антона Макаренко и многих других ученых, то сможем увидеть, какое значение среде предается в процессе развития ребенка. Если ребенок что-то не умеет, то может быть только две причины: 1) еще рано; 2) не была создана благоприятная среда. Соответственно, чтобы преодолеть эту трудность, необходимо создать такие условия, в которых дети смогут освоить навыки самостоятельного обучения.

Но здесь мы упираемся во вторую подзадачу, связанную с решением проблемы увеличения объема домашнего задания и материалов для самостоятельного изучения. А кто должен сформировать такую среду? Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, равноправными участниками образовательного процесса являются родители, образовательное учреждение и обучающиеся (ст. 2 п.34). В силу возраста учащиеся не могут создать себе соответствующие условия самостоятельно, значит, это обязанность родителей и педагогов.

И, если у учителя все было в порядке при очном обучении, то с огромной долей вероятности он справится и с дистанционным форматом. Он будет понимать, что большие объемы пугают детей, соответственно, умело раздробит объемный материал на маленькие задачи, подберет обучающие ресурсы, которые соответствуют возрасту, темпераменту и прочим особенностям ученика.

Что же касается второй озвученной проблемы - снижение контроля за учениками, то тут ее стоит перефразировать. На самом деле речь идет о низкой учебной мотивации. Это подмена понятий и ценностей. Если ребенок хочет учиться, то зачем его контролировать. И, если смотреть с точки зрения идеалов, то эта ситуация не норма. Вспомним пирамиду потребностей Маслоу, на пятом уровне у нас познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать. Но, чтобы человек хотел удовлетворять потребности пятого уровня, должны быть удовлетворены все остальные потребности. Если у ребенка нет желания учиться, стоит проанализировать и честно ответить на вопрос: удовлетворены ли потребности моего ребенка в признании и уважении, потребности в принадлежности и любви, потребности в безопасности, в конце концов физиологические потребности.

Таким образом, формируя соответствующую образовательную среду мы решаем сразу все проблемы, связанные с обучением. Это не зависит от формата обучения, только от сформированности навыков и умений, среды и мотивации».

Автор: Камаева Анна