У амфибий впервые нашли ядовитые зубы

05/07/2020 - 14:21

Исследователи из США и Бразилии нашли ядовитые железы в зубах скрытных и малоизученных родственников саламандр‭ –  ‬кольчатых червяг.‭ ‬Это открытие может изменить представления о том,‭ ‬какие из существ в ходе эволюции первыми научились наносить ядовитые укусы.

Группа исследователей из университета штата Юта и бразильского Института Бунтан обнаружили в ротовой полости кольчатых червяг железы,‭ ‬способные выделять яд.‭ ‬Железы у этих амфибий формируются из тех же тканей,‭ ‬что и зубы.‭ ‬Таким же образом ядовитые железы появляются у змей.

Одни из самых малоизученных амфибий‭ – ‬кольчатые червяги‭ – ‬водятся в Азии,‭ ‬Африке и на американских континентах.‭ ‬Хотя эти существа внешне похожи не небольших змей,‭ ‬их родственниками являются не пресмыкающиеся,‭ ‬а саламандры,‭ ‬лягушки и другие амфибии.‭ ‬Биологи мало знают об их повадках,‭ ‬поскольку эти амфибии обитают в основном под землей.

Биологи до недавнего времени были убеждены,‭ ‬что ядовитые железы у амфибий находятся только на коже.‭ ‬Таким способом они защищаются от хищников.‭ ‬У кольчатых червяг ученые сначала обнаружили необычные специальные железы на носу,‭ ‬выделяющие слизь.‭ ‬Исследователи пришли к выводу,‭ ‬что слизь помогает червягам быстро перемещаться по норам в случае угроз.‭ ‬Кроме того,‭ ‬на коже червяг есть и ядовитые железы.

Яд на зубах,‭ ‬возможно,‭ ‬помогает червягам охотиться,‭ ‬пояснил представитель университета штата Юта Эдмунд Бруди.‭ ‬Червяги питаются беспозвоночными,‭ ‬ящерицами и другими амфибиями.‭ ‬Захватив добычу,‭ ‬червяги иногда вращаются,‭ ‬чтобы обездвижить свою жертву.‭ ‬Червяги появились раньше змей.‭ ‬Ископаемые амфибии возрастом около‭ ‬250‭ ‬миллионов лет почти не отличаются от ныне живущих.‭ ‬В итоге,‭ ‬по словам исследователей,‭ ‬амфибии могут перехватить у змей пальму первенства и стать первыми охотниками с ядовитыми зубами на Земле.

Автор: Сурженко Сергей