Александр Машрабов о глобальной роли нейросетей: «Это нужно просто принять»

19/12/2025 - 17:15
Фото: 

Artguru

Граница между цифровым и физическим миром стремительно исчезает. Искусственный интеллект перестал быть футуристической концепцией, а IT-индустрия превратилась в нервную систему современной цивилизации, перестраивая под свои алгоритмы всё: от глобальных бизнес-моделей до наших повседневных привычек и способов мышления. Мы стоим на пороге эпохи, где код определяет не только эффективность процессов, но и само качество человеческой жизни.

Как нейросети меняют бизнес и рынок труда, как будет выглядеть мировая экономика через пять лет, что в современном мире позволит бизнесу оставаться актуальным и какие преимущества имеют стартапы над крупными компаниями - на все эти вопросы ответил Александр Машрабов - основатель AI-стартапа, проданного Snapchat за 166 млн долларов. В подкасте Александра Соколовского создатель Higgsfield AI - первого казахстанского единорога с оценкой более 1 млрд долларов, поделился и личным опытом общения с Илоном Маском.

По мнению Александра Машрабова, мы вошли в эпоху, когда многое определяется количеством энергии. Она нужна для всего: для AI, оборонной промышленности, пищевой индустрии, где уже активно развиваются искусственные инкубаторы. В этой ситуации роль государства становится ключевой:

«С высокой вероятностью мы придём к моменту, когда количество энергии напрямую будет определять влияние на ВВП. Оно отражается на капитализации компаний, а капитализация - на их возможности инвестировать в R&D. Мы можем выйти на некоторое плато в развитии алгоритмов и технологий. За последние десять лет прогресс в AI и робототехнике был колоссальным, но в будущем нас ждёт активная эксплуатация достигнутого с ограничениями из-за энергетики. По этому показателю Китай доминирует над всем остальным миром».

Александр Машрабов уверен, что нейросети уже меняют подход к работе и запуску бизнеса: чтобы начать свое дело, должен быть многолетний опыт либо навыки работы с современными инструментами и технологиями. Также уже совсем скоро искусственный интеллект изменит и рынок труда - в компаниях появятся агенты, которые будут закрывать узкие задачи:

«Уже сейчас вымываются начальные роли. Люди этого боятся, но на самом деле это нужно просто принять. Появятся боты для оценки security кода, QA, ревью. То же самое с ассистентами: они смогут отвечать на имейлы, приоритизировать их, писать ответы от твоего имени. Пока это будет происходить в основном через софт и автоматизацию с участием агентов, например: агент, который публикует посты в соцсетях за тебя; агент, который собирает новости по интересующим темам. Пока ни у кого нет по-настоящему хорошей памяти, даже у OpenAI. Но на горизонте пяти лет это будет решено».

После успешной работы в Snapchat предприниматель проходил собеседования в пяти крупных технологических компаниях, включая OpenAI. Однако он отказался от их предложений по работе, потому что посчитал их идеи неперспективными:

«Я собеседовался с пятью компаниями, которые мне казались лучшими. И хотя внешне они впечатляют, я был твёрдо уверен, что у них ничего не получится. Когда смотришь на команду изнутри, понимаешь, что масштабировать технологии до глобального уровня смогут единицы. Лучше самому строить компанию и двигать технологии, чем работать в крупной корпорации. Сейчас мы находимся в полном «Wild West»: рынок Generative AI огромен и быстро растёт. Мы видим, сколько возможностей для новых продуктов и сервисов открывается».

По мнению Александра, крупным компаниям сложнее быстро адаптироваться к новым нишам, потому что первоначально они строили бизнес под другие задачи, имеют корпоративные ограничения и не могут просто интегрировать чужие технологии:

«На данный момент рынок выглядит так: из американских компаний конкурентоспособен только Google на уровне моделей. OpenAI и другие игроки не смогут просто интегрировать чужие модели, особенно Google, из-за корпоративного эго и стратегий инвесторов. У крупных компаний, вроде Snapchat, Adobe или Google, цикл от идеи до фидбэка занимает месяц, тогда как мы получаем данные и релизим изменения практически каждый день».

Александр Машрабов поделился перспективными направлениями, которые всё чаще обсуждают профессионалы. По его мнению, их можно разделить на четыре группы:

  • идея OnlyFans, но полностью на базе AI;
  • делать rollup: например, собрать все консалтинговые агентства в Middle East, включая маленькие успешные компании, и внедрять туда AI и автоматизацию;
  • legal, accounting, consulting, тоже через rollup и автоматизацию;
  • real estate, где важна работа с данными: оценка рисков, быстрый редизайн помещений, маркетинг, автоматизация процессов и управление заявками.

У Александра был опыт долгой беседы с американским предпринимателем и миллиардером Илоном Маском. Он отметил, что его удивило внимание Маска к деталям и умение быть простым со всеми:

«Меня поразило, насколько они могут быть сосредоточены, несмотря на то, что у них дел кратно больше, чем у меня. Я часто ловлю себя на том, что говорю одно, а думаю о чём-то другом. А эти люди настолько собранные — это действительно впечатляет».

Автор: Камаева Анна